Место для рекламы

Агнешка Осецкая: польская муза Булата Окуджавы

Песни Осецкой, которая никогда не писала по‑русски, в СССР притом знали хорошо. В переводе Булата Окуджавы, в исполнении Гелены Великановой, Эдиты Пьехи, Анны Герман и Марыли Родович.

Агнешка и Булат

В СССР популярен был музыкальный спектакль «Вкус черешни». В том числе потому, что советский театрал, да и вообще советский человек, любил всё польское — эта необъяснимая любовь русского к польскому (хотя часто — не к полякам) длилась много веков, принимая разные формы. В двадцатом веке это было связано с музыкой. Анна Герман и Марыля Родович были популярны бешено, для телевидения было придумано шоу, в котором исполнялись музыкальные новинки персонажами с польскими именами — «Кабачок „Тринадцать стульев“».

Популярности «Вкусу черешни» добавлял и тот факт, что над музыкальной его частью работал сам Булат Окуджава, неофициальная звезда Советского Союза. А польское авторство было у текстов песен и сценария. И автором того и другого была поэтесса Агнешка Осецкая. Собственно, для своего поколения поляков она была тем же, чем был для советского человека Окуджава.

Одна из песен спектакля, «Ах, пани, панове», зажила отдельной жизнью — в исполнении Гелены Великановой она часто по заявкам слушателей звучала в радиоэфире.

В этой песне, надо сказать, для русской версии спектакля Окуджава изменил одну строчку. Заменил звон церковных колоколов на воспоминание о печёной в золе картошке. Католицизм всегда был вплетён в жизнь поляков, даже во времена пребывания в социалистическом лагере; в СССР упоминание религиозной жизни в художественных произведениях не поощрялось.

Окуджава познакомился с Агнешкой в шестидесятые, в Польше. Это знакомство выросло в многолетнюю дружбу — оба высоко ценили талант друг друга. Немало стихов Окуджава посвятил именно Осецкой. Есть и ответные стихи Агнешки, которые намекают на то, что дружба могла быть чем-то большим — а впрочем, то могло быть кокетство, мечты, просто поэтическая вольность романтичности ради.
14994−2-45cf176cefd71b236e39384e412c9e40 (650×430, 86Kb)
Девушка, которой хотелось обнять мир

Агнешка родилась в неудачное время, неудачном месте, неудачной семье. 1936 год, Варшава. Через три года, в сентябре, в город вошли немецкие танки. Отцом Агнешки был пианист Виктор Осецкий, но мать — мать носила немецкую фамилию Штехман. В СССР в то же время семьи с фамилией Штехман спешно высылали в Среднюю Азию. В Варшаве — нет, но это отныне была фамилия из стана завоевателей, врагов. А поляки всегда остро к такому относились… Мать после войны всё время чего-то боялась, почти болезненно, почти психически.

Конец войны Агнешка встретила уже школьницей. Она росла, и выросла, и закончила гимназию имени Марии Кюри (урождённой Склодовской, это важно!), и мир стал спрашивать её, кем она хочет стать и что хочет делать. А Агнешка… хотела почти всё. Объять необъятное.

Она любила музыку, она хотела быть журналисткой, поэтессой, писательницей, и ещё, может быть, стать актрисой — но это неточно. Но — поступить можно было только на одну профессию, и Агнешка поступила на журналистику. Закончила, и… тут же поступила в Высшую кинематографическую и театральную школу. Для этого ей пришлось переехать в Лодзь — в родной Варшаве не выходило.

Ещё в звании будущей журналистки Осецкая начала сотрудничать со Студенческим сатирическим театром. Она пробыла в совете театра до своих тридцати шести лет; но тогда, молодой девушкой, она не загадывала, насколько она тут. Она писала — всё подряд, стихи, прозу, репортаж. Всё это успешно публиковалось — Осецкую приняли как-то сразу. Она казалась голосом своего поколения, светлых вёсен пятидесятых, живших в ожидании вечного мира на планете и полётов в космос.

Мало ей было текстов, театра — Осецкая стала радиоведущей, вела музыкальную передачу (музыка! музыка!) на Польском радио. Её «Радио-студия песни» дала старт многим звёздам польской эстрады. Сама Осецкая петь могла только камерно, для своих — но она давала возможность петь на всю страну другим.

Жадная, жадная Агнешка, всё хотелось ей больше и больше сделать! И она делала, больше и больше. Её пьесы стали ставить сначала в Варшаве, потом во всей Польше, потом — в СССР, в странах соцлагеря, потом — во всём мире.

Жадная, жадная Осецкая — ей хотелось превращать чужое детство в сказку, которой не было в её детстве, и она стала писать детские книги. А дети — читать эти книги. И их детство становилось сказочнее.

А ещё она была очень красива — белокура, голубоглаза, самого идеального женского роста, как тогда считалось (165 сантиметров), с правильными чертами лица. Но это ей уже было всё равно, это была просто данность, а не достижение. Хотелось-то — достижений. Поэтому она влюблялась и влюбляла, ей очень нравилось покорять сердца. И — быть влюблённой, потому что поэтессы должны парить и страдать от любви, разве не так?

Мужчины Осецкой

Они могли бы стать отдельной книгой Агнешки — и, возможно, она и воспринимала их, как свою отдельную книгу. Ещё в школе она флиртовала напропалую, могла строить глазки двум мальчикам одновременно, а потом рыдать от того, что третий на неё не посмотрел.

Студенткой она обручилась с будущим известным писателем Мареком Хласко — союз двух гениев, вот что, наверное, сулила ей эта помолвка. Но Хласко взял и эмигрировал на Запад. Новым женихом Агнешки стал Анджей Ярецкий, сценарист и писатель. Любовь их была бурной, страстной и закончилась болезненным разрывом.

Вскоре Агнешка уже расписалась с Войцехом Фрыковским, тоже студентом киношколы, будущим сценаристом, которого Хласко в своих воспоминаниях называл многообещающим алкоголиком.

Скоропалительный брак с Войцехом продлился три месяца, и через некоторое время Агнешка нашла себе другого Войцеха — буквально, Войцеха Есёнка, театрального режиссёра. С ним брак продлился дольше, около полугода. Потом был Окуджава (но это неточно — как джентльмен, он никогда не хвастался этой связью, а может быть, как джентльмен, он не пытался себе её приписать).

Первого и единственного ребёнка, дочку Агату, Агнешка родила уже в тридцать семь лет. Отцом её стал журналист Даниэль Пассент, первый мужчина, с которым Агнешке было уютно, первый, к кому она прислонилась надолго. Но — когда Агате было восемь, Агнешка Даниэля оставила, и оставила ему на воспитание их дочь. У неё была новая любовь, молодой журналист Збигнев Ментцель. Удивительно, но и этот союз был долгим: семь лет.

Его называли её последним мужчиной; он просто оставил её, без объяснения причин — может быть, найдя молодую — и разбив ей сердце.

Вскоре после этого на глазах Осецкой развалились СССР и соцлагерь. Многие знаменитые прежде люди потеряли всё. Осецкая же нашла работу в театрев Сопоте — и написала для театра пьесы и песни, признанные вершиной её творчества. Потом этот театр назвали Театром Осецкой. Потом, когда она умерла в 1997 году, неожиданно для всех — от рака. Оставив миру песни, много песен, пьесы, много пьес, зажжённые имена, множество зажжёных легендарных имён, и дочку — конечно, журналистку.

Опубликовал    03 авг 2019
1 комментарий
  • Аватар SLOve4ka
    4 года назад
    И как это я про неё удосужилась ничегошеньки не знать?! Спасибо, какая интересная статья, вот и фото бы , записи песен. Хотя "пани-панове," помню.... как жаль мне, что это прошло мимо меня. И про Окуджаву знала лишь благодаря записям магнитофонным. Люблю его поэзию, ее нельзя не любить.

Похожие цитаты

Александр Городницкий - мне 85...

Есть несколько реликвий в Северной столице, которые фашисты не смогли разрушить, и тем более чиновники не имеют на это права.

Александр Городницкий в этом году встретил свое 85-летие. Он человек-легенда: советский и российский поэт, один из основоположников жанра авторской песни в России, заслуженный деятель искусств РФ, первый лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (1999), профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Песня Городницкого «Атланты держат небо» является н…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  14 апр 2018

Памяти Татьяны atatkt — талантливой поэтессы

Здесь вся вселенская печаль
сосредоточилась в кошмаре.
Мне бесконечно время жаль,
растраченное в дней угаре.

Простила мне наверно все грехи
и упокоилась в безмолвии небесном.
Такой души возвышенной архив
исчез в тоски биении безвестном.

Куда ещё от пустоты бежать
и чем заполнить вакуум общенья.
Что мне теперь стихами отражать,
когда погиб источник вдохновенья.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  03 июн 2019

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ — РУССКИЙ ПОЭТ-СИМВОЛИСТ, ПЕРЕВОДЧИК, ЭССЕИСТ

Константин Дмитриевич Бальмонт — русской поэт-символист и писатель, талантливый переводчик, эссеист, исследователь, яркий представитель Серебряного века, выпустивший 20 прозаических и 35 поэтических сборников, — появился на свет во Владимирской губернии, деревне Гумищи в 1867 г. Его отцом был земский деятель, матерью — генеральская дочь, очень образованная женщина, поклонница и знаток словесности. Её влияние на мировоззрение сына…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  17 июн 2019