Время эксперта 431 заседание СФ Выступление заведующего кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО МИД России, профессора Юрия Павловича Вяземского на тему «Раскрытие творческого и интеллектуального потенциала у молодежи"(21.03.2018)
Глубокоуважаемая госпожа Председатель Совета Федерации, дорогая Валентина Ивановна, глубокоуважаемые господа сенаторы! Я впервые в жизни выступаю перед сенаторами, и, естественно, волнуюсь, тем более что выбранная для выступления тема «Раскрытие творческого и интеллектуального потенциала у молодежи» очень сложна и очень важна, как мне представляется, для развития нашей на редкость талантливой страны.
Все вы и я в качестве доверенного лица Владимира Путина наверняка обратили внимание на слова Президента в Послании Федеральному Собранию: «Мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребенка, помочь ему реализовать свои устремления. В классах формируется будущее России». В этих двух коротких и вроде бы простых фразах, на мой взгляд, заключается глубокая и сложная философия образования и интеллектуального воспитания молодого человека. Я попытаюсь объяснить, что я имею в виду.
Позвольте мне, дорогие господа сенаторы, разделить мое выступление на две части. Первая часть будет теоретическая, а во второй я постараюсь кратко доложить вам о том, чем я занимаюсь на протяжении десятилетий своей жизни.
Для начала осмелюсь предложить вам шесть принципов, которые я считаю краеугольными.
Принцип первый. 200 лет назад великий немец Гёте сказал, что каждый человек рождается гениальным, но подавляющее большинство людей потом не гении, просто потому что у них не хватает сил сохранить этот гений, уберечь его от превратностей судьбы. Я, с одной стороны, конечно, согласен с Гёте, а с другой стороны, мне бы хотелось внести некоторые уточнения.
Мне представляется, что надо четко совершенно делить — гений, талантливый человек и способный человек. Потому что гений, как мне подсказывает опыт изучения биографий великих людей, так устроен, что он при любых обстоятельствах себя реализует, он в любом случае покажет, что он гений и заявит о себе миру. Нет, его, конечно, можно уничтожить, его можно физически убить. Но, если этого не происходит, я думаю, что за гения беспокоиться не надо. И в качестве нашего современника я бы привел в пример нашего гениального математика Перельмана. У него была очень сложная жизнь, но он все равно Перельман.
Иное дело, дорогие друзья, — таланты. У них защитная система слабее, и посему их надо всячески защищать и создавать для них благоприятные условия.
И еще более нуждаются в чуткой защите и заботливом развитии люди со способностями, которых намного больше, чем талантливых и тем более гениев, и которые особенно нужны нашей удивительно одаренной стране (подчеркиваю это). Я с ней давно знаком через программу «Умницы и умники», через своих студентов. Удивительно одаренная и талантливая страна!
И эти способности очень разнообразные, также потому что наука, искусство, экономика, политика, да, они, конечно, направляются гениями, да, они развиваются бесспорными талантами, но оформляются, организуются, претворяются в жизнь, конечно, большим числом способных, творческих людей. И этим творческим, способным людям, конечно, надо бы особенно помогать. То есть каждый человек, как мне кажется, рождается умницей, но эту умницу надо с детства беречь. Повторяю цитату из Путина: талант есть у каждого ребенка, его надо раскрыть.
Второй принцип. Академик Павел Васильевич Симонов (так получилось, что он мой отец, он очень хороший был ученый) создал, на мой взгляд, теорию, вернее, даже не теорию, а, я бы сказал, психофизиологическую систему. И согласно этой системе каждый человек движим теми потребностями, которые у него есть. Эти потребности разные. Грубо говоря, есть три вида потребностей — это биологические, социальные и познавательные или духовные, если вы хотите.
В разное время нами командуют разные потребности. Ну, когда мы хотим есть (я думаю, сейчас у вас уже аппетит приближается), естественно, мысль возникает: а где бы мне поесть, а как бы мне поесть и как удовлетворить эту потребность, она во мне давно нарастает. Но это то, что академик Симонов называл ситуативными доминантами. А помимо этих ситуативных доминант, которые появляются и уходят, есть еще то, что он называл доминантой жизни. То есть в каждом человеке при всей его разносторонности есть некая потребность, которая главенствует и которая в критический момент выходит на первый план, и человек подчиняется именно ей. У академика Симонова, конечно, этой доминантой жизни и основной потребностью была наука, и в самые сложные моменты он всегда следовал этой потребности. Ну, в том числе даже иногда он не столько занимался моим воспитанием, а его интересовало, а как это все происходит. Я иногда, в некоторых критических ситуациях, был у него субъектом его экспериментов, а не сыном.
Про Юлия Цезаря я вам не буду говорить. У этого человека была одна только потребность — быть первым и управлять Римом. И уже в юности, двигаясь в сторону Испании (напомню на всякий случай), проезжая через какое-то захолустье (сейчас это захолустье, я так понимаю, то ли Ницца, то ли Монте-Карло), он сказал, что лучше быть первым здесь, чем вторым в Риме.
То есть при воспитании молодых людей чрезвычайно важно обращать внимание на эту доминанту жизни, потому что именно ее лучше всего развивать и лучше всего ей содействовать, ибо… можно развивать другие способности, но доминанта жизни в критический момент просто уведет человека в другую сторону.
Другое дело, дорогие друзья, что очень сложно определить эту доминанту жизни, тем более что чем талантливее человек, тем больше у него может быть разнообразных способностей. Тот же самый Гёте, о котором я вам напоминал, очень долго не мог понять, кто он (и, по-моему, так до конца жизни и не понял) — то ли он поэт, то ли художник, то ли замечательный ученый, то ли политик или премьер-министр.
Третий принцип — это два вектора. По моему убеждению, человек успешно может реализовать себя, если он совместит два вектора в своем развитии — это личный интерес и свои способности. Потому что часто можно встретить людей, у которых очень мощный личный интерес, но не обеспеченный способностями.
У меня есть одна знакомая, она не может жить без театра. Но когда она выходит на сцену, на нее лучше не смотреть. Когда она меня приглашает, я сижу, в общем, закрыв глаза, потому что, ну, это чудовищно, то, что она делает, у нее нет никаких способностей. Но когда я прихожу к ней домой и она начинает угощать, те блюда, которые она готовит, и то, как она их оформляет, — понимаете, это талант, это действительно талант, это даже не способности. Конечно, рождается мысль: «Господи, лучше бы ты была ресторатором, поваром…»
Жизнь очень сложно устроена, не мне вам рассказывать. Но если вдруг при воспитании молодых людей удастся определить их основной интерес и этот интерес еще совместить с их способностями, и этот вектор совпадет, — это будет счастье и для них, и для нас с вами, и для всей России, потому что это будут успешные люди.
Принцип четвертый я бы обозначил как самораскрытие и самообразование. У Президента Путина: «Мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребенка». Возникает вопрос: а кто в первую очередь должен эти таланты раскрывать? Тут позвольте выстроить некую, если угодно, лестницу приоритетов. Мне кажется (вы можете меня осудить), что прежде всего это должен сделать сам человек. Он должен определить свою доминанту жизни и ответить на вопрос, в чем заключаются его индивидуальные способности, и тем более талант, если он у него есть. Здесь покоится не только его личная заинтересованность, но и его личная ответственность перед другими людьми и перед обществом в широком смысле. То есть «найди и создай самого себя» — такое ключевое правило роста. Все это понятно, но об этом часто забывают.
Следующий уровень, о чем еще чаще, на мой взгляд, забывают, — это, безусловно, семья, это родители. Знаменитый римский оратор Марк Туллий Цицерон когда-то утверждал, что всеми своими достижениями, всем своим блестящим красноречием он обязан маме своей, она его сделала этим великим оратором, а не те прекрасные учителя, у которых он потом учился. Он учился и у греков, и у латинян, у него много было учителей, но он всегда подчеркивал — «мать моя, она меня сделала Марком Туллием Цицероном».
В классах рождается будущее России, подчеркивал Путин. Но этих классов в жизни человека много. И, как мне представляется, первейшие из них — это классы собственного поиска и собственного воспитания и классы, в которых ты учишься и формируешься сам в семье. Во все времена здесь закладывались основы образования и воспитания. Если этих основ нет или, хуже того, они плохие, то школе и вузу будет очень сложно исправить сложившееся положение.
И тут мы переходим к следующему принципу. Как мне представляется, хорошие учителя в первую очередь рассчитывают на то, что ты под их руководством сам себя будешь вооружать знаниями и умениями и развивать заложенные в тебе способности. То есть эти замечательные педагоги, которых очень много в нашей стране, учат не только, не столько знаниям, сколько умению учиться, рассчитывая, следуя Цицерону, именно на то, что ты… Самое главное в образовании — это, конечно, самообразование. Но здесь нужны как бы два потока — замечательный учитель и замечательный ученик, чтобы эти два потока встретились, чтобы произошло то, что иногда называется «сретение».
У нас в России уже много сделано для выявления и образования талантливых учителей и талантливых учеников. Вам это все, наверное, хорошо известно. На всякий случай напомню, что государством в последние годы взят решительный курс на развитие педагогического образования в России. Там у нас далеко не так все благополучно обстояло, говоря мягко, но как следствие этого курса уже можно говорить о том, что, насколько мне известно, в педагогические вузы стали поступать люди с очень высокими баллами. И довольно много 100-балльников, что говорит о том, что это поприще привлекает.
С другой стороны, конечно, очень большое внимание уже давно уделяется поиску и развитию, сопровождению (что чрезвычайно важно для талантливых детей). Насколько мне известно, в Министерстве образования и науки работа по поиску, образованию и воспитанию таких детей выделена в качества приоритетной. С этой целью пересмотрена система всероссийских школьных олимпиад, список олимпиад и творческих конкурсов расширен. Я сам убеждаюсь в том, что это все довольно продуктивно работает. Пожалуй, самые сильные студенты, которые сейчас у меня есть (а я преподаю на нескольких факультетах), — это вчерашние школьники, которые пришли через олимпиадные движения. Боже упаси, я в данном случае пока не говорю об «Умниках и умницах». Я это на конец оставляю.
И вообще МГИМО давно проводит, на мой взгляд, большую работу по поиску этих талантливых людей. Не только олимпиады. В последнее время был заключен договор с «Сириусом» — с тем «Сириусом», который в Сочи. Потому что вы, наверное, знаете, что «Сириусов» теперь уже три — есть еще в Москве и в Санкт-Петербурге, а планируется вообще, чтобы через шесть лет в каждом регионе был «Сириус». Я понимаю, конечно, что Президента Путина на все «Сириусы» не хватит. И тот, в Сочи, конечно, уникальный, потому что каждый человек, который туда поступает, — это, можно сказать, «ребенок Путина». А что такое быть «ребенком Путина» — я себе хорошо представляю, потому что он-то в обиду не даст, и он-то поможет, и он все сделает. Но, понимаете, страна-то громадная — одного «Сириуса» мало. Они действительно нужны в каждом регионе. И это, по-моему, все хорошо понимают — и Президент, и Министерство образования и науки.
Принцип шестой (из принципов последний, дальше я начну свой личный доклад) — это то, что бы я назвал перманентным воспитанием (только не путайте, пожалуйста, с перманентной революцией господина… простите, товарища Троцкого). Мне представляется, что настоящее воспитание должно идти непрерывно, не в каких-то отдельных блоках, не в каких-то отдельных классах или часах воспитательных. А просто так устроена человеческая жизнь, что воспитатель (очень важно!) — это учитель, который преподает или математику, или историю, или литературу, неважно какой предмет. Просто академик Симонов в свое время довольно много указывал на то, что очень мощное воспитательное воздействие, и в том числе образовательное воздействие, происходит не через наше с вами сознание, а через подсознание. Человек сознательно даже не понимает, что он учится, он не понимает, что он воспитывается. Молодые девушки смотрят, как выступает Валентина Ивановна Матвиенко и, может быть, не совсем понимая и отдавая себе отчет, они перенимают ее приемы, они перенимают ее юмор, ее улыбки. Неудобно говорить. (Оживление в зале.)
Председательствующий. Я этого не знала.
Ю.П. Вяземский. Давайте про Константина Иосифовича Косачёва, нет его, я про него.
Председательствующий. Он в Швейцарии, Юрий Павлович. Мы тут работаем, а он в Швейцарии. У каждого своя…
Ю.П. Вяземский. Я знаю. Он меня предупредил. Я заранее предупрежден. Его нет, я уверен… Мне просто многие студенты говорили: мы смотрим, как выступает Косачёв, и мы у него учимся. Но это уже потом приходит осознание, а человек учится и воспитывается именно в тот момент, когда он наблюдает за тем человеком, которого он избрал учителем, потому что… В общем, по большому счету всегда это делает именно молодой и талантливый человек. Он без этого учителя не может, даже если его нет в школе.
Ну и, конечно, первейший воспитатель и первейший образователь — это наши родители. Я, например, поскольку у меня и дедушка, и бабушка, и папа, и мама (с детства я это видел) все время работали, причем по субботам и по воскресеньям, то в каком-то смысле, с точки зрения моей жены, я вырос немножко неполноценным, потому что плохо себе представляю, что такое отдых. У меня все всегда работали, и по всем дня. Но вот именно, понимаете, чрезвычайно важно видеть и чувствовать, как это происходит в семье, это очень сильно влияет на твое воспитание и на твою будущую жизнь. Конечно, не все семьи бывают успешными. Но способный человек, а тем более талантливый человек, всегда найдет себе пример для подражания и через это подражание — воспитание и образование.
Среди вне семейных и вне школьных воспитателей, на мой взгляд, есть два великолепных воспитателя (вы можете со мной не согласиться) — это спорт и церковь, потому что в этих сферах уж наверняка ничему плохому не научат.
Ну и сейчас позвольте перейти к практической части, то есть сделать краткий доклад по поводу того, чем я был занят, а то Валентина Ивановна такие хорошие слова обо мне говорила. А я прекрасно понимаю, что это не обо мне, а о той передаче, которую я придумал и веду, и, возможно, о том движении, которое недавно было создано и не только мной.
Докладываю: 26 лет назад мною была придумана и запущена на телевидении гуманитарная телевизионная олимпиада «Умницы и умники». В ней приняли участие почти 4 тысячи школьников. Соревнования велись в областях российской и всемирной истории, русской и мировой литературы, русского языка, изобразительных и сценических искусств, общей мировой культуры, права, истории науки и медицины, педагогики, религиоведения. Судьями были ведущие наши ученые, политики, министры, дипломаты, послы многих зарубежных стран, режиссеры, артисты и различные работники телевидения. Поступили в МГИМО около 1,5 тысячи человек, многие из которых учились на моих глазах. Я читал им лекции, вел семинары и, как мог, помогал им реализовать себя.
Большинство из моих умников нашли себя и развивают свои способности и таланты, успешно работают в различных профессиях и успешно участвуют в различных конкурсах, в том числе международных. Насколько мне известно, министров, депутатов и сенаторов среди моих умников пока нет. Но двое из них — Константин Тулупов и Дмитрий Стапран — выиграли конкурс «Лидеры России», а стало быть, как говорят литовцы: «Dar ne vakaras», то есть еще не вечер.
Плюс у меня есть совершенно замечательная девочка (это первый выпуск 1993 года) Леночка Ершова, она прапра или прапраправнучка того Ершова, который написал «Конька-Горбунка». У нее жизнь сложилась очень сложно, потому что она была больна. Это были 90-е годы, причем самый такой тяжелый момент. И ей медицинскую помощь предоставила Исландия. Она живет в Исландии уже с тех пор. Но когда какие-то наши делегации приезжают в Исландию, то наши дипломаты чрезвычайно ей благодарны, потому что она всегда участвует во всех переводах, она всегда помогает. Но, главное, что меня больше всего убивает, представьте себе, она преподает исландцам исландскую литературу. Вот она, наша мягкая сила.
И сотни людей, которые в олимпиаде не участвовали, подходят ко мне и говорят: «Я вырос на Вашей олимпиаде». Такое заявление лет восемь или десять назад (обращаю внимание: лет восемь или десять назад) сделал мне Николай Цискаридзе. И, повторяю, таких людей довольно мало, потому что мало кто может ко мне подойти и признаться в том, что он вырос на моей олимпиаде, так что… Я понимаю, что моих умниц, может быть, намного больше, чем я сейчас вам доложил, потому что смотрят передачу очень многие (и, может быть, их миллион, а может быть, и несколько миллионов).
В своей олимпиаде я придерживался тех основополагающих принципов, о которых я вам сейчас рассказывал.
С вашего позволения, я не буду опять все это повторять, а лучше остановлюсь вот на чем. Шесть лет назад по инициативе семи руководителей субъектов Российской Федерации было основано интеллектуальное движение для старших школьников под названием «Умники и умницы». Передача называется «Умницы и умники», а движение называется «Умники и умницы», чтобы не путать.
Отцами-основателями выступили семь регионов. Называю их в порядке присоединения: Костромская, Ярославская, Псковская, Тульская, Тамбовская, Московская области и Республика Северная Осетия — Алания. В последующие годы к движению присоединились Ульяновская, Смоленская, Архангельская, Астраханская, Вологодская, Калининградская, Пензенская области, Чукотский автономный округ, республики Татарстан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, мой родной город Санкт-Петербург. В этом году присоединяются и уже проводят отборы Новгородская и Нижегородская области, Республика Дагестан.
Заявили о своем желании присоединиться Ивановская, Калужская области. Я все-таки Артамонова уговорил, сказал, что надо присоединяться. Несмотря на то, что он такой успешный и так все у него хорошо, но надо присоединяться к движению. И Артамонов согласился, сказав: «Только вот я к вам не приеду, а область, конечно, давно надо, чтобы присоединилась». Я страшно рад этому, потому что очень сильные там дети, я знаю, и губернатор сильный. Если я правильно понял, еще и Томская область собирается ко мне присоединиться.
Цель движения — выявить талантливых, целеустремленных и трудолюбивых молодых людей и оказать им различное содействие в развитии их способностей и талантов. Под руководством губернаторов, глав республик, соответствующих региональных министерств и ведомств, центров развития одаренных детей проводятся четвертьфинальные, полуфинальные и потом финальные состязания. Темы состязаний специфически региональные. Очень сильно звучит мотив краеведения, истории края. У нас же ведь богатейшая история. Иногда даже в тех областях или в тех регионах, где, кажется, вроде и истории-то быть не должно, она оказывается самая интересная.
Правила и формы отбора также у каждого региона свои. Я, боже упаси, ничего не навязываю. У нас вообще все это даже в документах не зафиксировано, это просто добрая воля, чтобы не связывать, чтобы не ограничивать свободу. Потому что там, где талантливые и способные дети, должна быть свобода максимальная, из максимально возможной, конечно.
Трех или в некоторых случаях двух победителей определяет региональный ареопаг, часто под руководством главы республики или губернатора. На большинство региональных финалов я приезжаю в качестве почетного гостя, в том числе для того, чтобы дать дополнительные места призеров наиболее перспективным, на мой взгляд, участникам. Причем чаще всего я не ошибаюсь, и очень часто у меня именно призеры выигрывают (ну, потому что глаз, видимо, наметан, все-таки 26 лет).
Все отобранные десятиклассники приглашаются в Москву на всероссийскую гуманитарную телевизионную олимпиаду «Умницы и умники». Победителями у меня могут стать лишь 12 человек (они без экзаменов поступают в МГИМО), а еще шесть человек объявляются призерами и получают льготы.
А сейчас важный момент: посему три года назад региональные вузы стали предоставлять победителям, а иногда и призерам региональных финалов призовые дополнительные баллы при поступлении в региональные высшие учебные заведения — институты или университеты — от 5 до 10 дополнительных баллов. Тут лидирует Пензенская область. Они сразу сказали: «Зачем пять? Давайте десять».
Этот почин я считаю чрезвычайно важным и перспективным, особенно учитывая заявленный курс на развитие регионов. С божьей помощью, надеюсь, это движение будет и дальше развиваться.
Однако (я заканчиваю) обращаю ваше внимание на то, что у меня очень хорошо представлена, как вы, наверное, обратили внимание, европейская часть Российской Федерации и у меня пока нет Урала, нет Сибири, есть Чукотка, но Чукотка — не Сибирь. Там тем более был очень смешной эпизод, потому что раздался телефонный звонок (была безобразная связь) и какой-то молодой голос мне говорит: «Юрий Павлович, это Роман, я очень хочу, чтобы Чукотка присоединилась». Я ему говорю: «Понимаете, у меня такая система, что мне надо бы связаться с губернатором». Связь обрывается. Опять: «Юрий Павлович, это опять Роман, связь плохая, знаете, очень хочется, чтобы присоединилась Чукотка». Я говорю: «Вы понимаете, мне с губернатором надо…» Опять связь обрывается. В третий раз… Я уже сердито говорю: «Ну, я же Вам сказал, мне нужен губернатор!» На что мне этот молодой голос отвечает: «Так я и есть губернатор». И, в общем, по-моему, мы очень удачно сотрудничаем, хотя, конечно, это чрезвычайно далеко, девять часов. Но ребята дважды выходили в финал и добивались там очень хороших результатов. И, вообще, там совершенно замечательные умники. А так, с вашего позволения, крайние полюса нашей великой страны вполне охвачены — от Калининграда до Чукотки и от Осетии до Архангельской области.
Я заканчиваю, но я, вообще, все это вам не без намека рассказывал. Потому что если вдруг в ваших регионах появится желание… (говорят, что очень сильное слово — то, которое ты не произнес). А я всегда в вашем распоряжении, потому что вы чрезвычайные и полномочные послы всех регионов этой удивительно талантливой (и для меня иногда непонятно, почему она такая талантливая) страны. Так что «сотник» Вяземский всегда к вашим услугам. Спасибо вам большое за то, что вы меня выслушали, не прогнали с трибуны. (Аплодисменты.) Храни вас Господь!
Председательствующий. Уважаемый Юрий Павлович, спасибо Вам огромное за то, что Вы согласились, откликнулись на наше приглашение, спасибо за, как всегда, блистательное выступление.
И я в развитие того, что Вы сказали, можно об одной вещи скажу? Эпизод из жизни одного выдающегося ученого мирового уровня*. Он жил в детстве с мамой, мама его одна воспитывала. Однажды они сидели дома, и принесли письмо от директора школы, в которой он учился. И сын говорит: «Мама, прочитай, что там». Она начала читать: «Просим забрать Вашего сына из школы, потому что он гениальный, у нас нет возможностей дальше его обучать, советуем его обучать Вам лично на дому» и так далее. И мама (вы знаете, наверное, эту историю), естественно, сделала все, чтобы его воспитать, дать ему образование. Он вырос действительно выдающимся ученым мирового уровня. И, когда его мама умерла, он начал разбирать архивы, нашел это письмо директора школы и начал его читать. Директор школы писал, оказывается: «Уважаемая госпожа такая-то, просим забрать Вашего сына из нашей школы, потому что он умственно отсталый, он не успевает за программой и мы не можем создать условия для его обучения, поэтому Вы его, пожалуйста, обучайте, воспитывайте дома». Это к тому, что все дети рождаются умниками и умницами и как важно раскрыть в каждом из них талант. Вот из умственно отсталого человека вырос (это правда, это не притча) ученый с мировым именем благодаря тому, что мама прочитала, что он гениальный, а не умственно отсталый, и сделала все для того, чтобы его таким вырастить.
Спасибо Вам за ту работу, которую Вы ведете. (Аплодисменты.)
(*) Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века.»