Место для рекламы

Как стать писателем

Отрывок из "Рассказы о Бабеле" Константина Паустовского.

…— Так вот, — сказал Бабель, близоруко наклонившись над рукописью. — Я работаю как мул. Но я не жалуюсь. Я сам выбрал себе это каторжное дело. Я как галерник, прикованный на всю жизнь к веслу и полюбивший это весло. Со всеми его мелочами, даже с каждым тонким, как нитка, слоем древесины, отполированной его собственными ладонями. От многолетнего соприкосновения с человеческой кожей самое грубое дерево приобретает благородный Цвет и делается похожим на слоновую кость. Вот так же и наши слова, так же и русский язык. К нему нужно приложить теплую ладонь, и он превращается в живую драгоценность.

Но давайте говорить по порядку. Когда я в первый раз записываю какой-нибудь рассказ, то рукопись у меня выглядит отвратительно, просто ужасно! Это — собрание нескольких более или менее удачных кусков, связанных между собой скучнейшими служебными связями, так называемыми мостами, своего рода грязными веревками..

Но тут-то и начинается работа. Здесь ее исток. Я проверяю фразу за фразой, и не единожды, а по нескольку раз. Прежде всего я выбрасываю из фразы все лишние слова. Нужен острый глаз, потому что язык ловко прячет свой мусор, повторения, синонимы, просто бессмыслицы и все время как будто старается нас перехитрить.

Когда эта работа окончена, я переписываю рукопись на машинке (так виднее текст). Потом я даю ей два-три дня полежать — если у меня хватит на это терпения — и снова проверяю фразу за фразой, слово за словом. И обязательно нахожу еще какое-то количество пропущенной лебеды и крапивы. Так, каждый раз наново переписывая текст, я работаю до тех пор, пока при самой зверской придирчивости не могу уже увидеть в рукописи ни одной крупинки грязи.

Но это еще не все. Погодите! Когда мусор выброшен, я проверяю свежесть и точность всех образов, сравнений, метафор. Если нет точного сравнения, то лучше не брать никакого. Пусть существительное живет само по себе в своей простоте.

Сравнение должно быть точным, как логарифмическая линейка, и естественным, как запах укропа. Да, я забыл, что, прежде чем выбрасывать словесный мусор, я разбиваю текст на легкие фразы. Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза — одна мысль, один образ, не больше. Поэтому не бойтесь точек. Я пишу, может быть, слишком короткой фразой. Отчасти потому, что у меня застарелая астма. Я не могу говорить длинно. У меня на это не хватает дыхания. Чем больше длинных фраз, тем тяжелее одышка.

Я стараюсь изгнать из рукописи почти все причастия и деепричастия и оставляю только самые необходимые. Причастия делают речь угловатой, громоздкой и разрушают мелодию языка. Они скрежещут, как будто танки переваливают на своих гусеницах через каменный завал. Три причастия в одной фразе — это убиение языка. Все эти преподносящий, добывающий, сосредоточивающийся и так далее и тому подобное. Деепричастие все же легче, чем причастие. Иногда оно сообщает языку даже некоторую крылатость. Но злоупотребление им делает язык бескостным, мяукающим. Я считаю, что существительное требует только одного прилагательного, самого отобранного. Два прилагательных к одному существительному может позволить себе только гений.
Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно, но с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя, а не по мертвому катехизису. Особенно великолепен абзац. Он позволяет спокойно менять ритмы и часто, как вспышка молнии, открывает знакомое нам зрелище в совершенно неожиданном виде. Есть хорошие писатели, но они расставляют абзацы и знаки препинания кое-как. Поэтому, несмотря на высокое качество их прозы, на ней лежит муть спешки и небрежности. Такая проза бывала у Андрея Соболя да и у самого Куприна.

Линия в прозе должна быть проведена твердо и чисто, как на гравюре.

— Действительно каторжная работа, — сказал я. — Двадцать раз подумаешь, прежде чем решишься стать писателем.

— А главное, — сказал Бабель, — заключается в том, чтобы во время этой каторжной работы не умертвить текст. Иначе вся работа пойдет насмарку, превратится черт знает во что! Тут нужно ходить как по канату.

Опубликовал    23 мая 2015
5 комментариев
  • S
    SIV
    8 лет назад
    Здорово! Заставляет задуматься...Спасибо))
  • _I
    _ Irisha_
    8 лет назад
    Это интересно... Паустовский старался соблюсти и сохранить традиции писательства заложенные Пушкиным. Он в автобиограф очерках писал об этом, что обращает внутренний свой взор к Пушкину. Часто напоминал себе и другим писателям пушкинский великий закон мастерства, следование которому навеки соединяет сердце писателя с сердцем народа.

    ...Дорогою свободной
    Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный. (А.С. Пушкин)
  • Аватар 12947
    _ Irisha_
    8 лет назад
    Понял свою тоску -700 лет не перечитывал Паустовского -казался выпавшим из современья.
    Но его непростая жизнь была труднее...
  • Огромное спасибо!)
  • Аватар Ирис Фиолетова
    8 лет назад
    Это стиль Бабеля...и только его.. А кто то пишет по другому..и тоже гениально...но иначе.. :-)

Похожие цитаты

Николай Гоголь: «Европа приедет к нам за покупкой мудрости»

Достоевский утверждал, что чуть ли не вся русская литература вышла из его «Шинели», Герцен писал, что «Мертвые души» потрясли всю Россию", а Тургенев признавался: «Для нас он был больше, чем просто писатель; он раскрыл нам нас самих». Все это — про Николая Васильевича Гоголя, с которым и сегодня, за несколько дней до его 205-летнего юбилея (1 апреля), можно побеседовать на самые злободневные темы. Редакция газеты «Культура» подготовила «интервью» с классиком, воспользовавшись его произведениями…

Опубликовала  пиктограмма женщиныАрина Забавина  31 мар 2014

Он был личностью исключительной – по иронии, уму, доброте и благородству. ( Вениамин Каверин)

15 января — день памяти писателя, драматурга и сказочника Евгения Шварца. Добрый и мудрый сказочник. Таким вошел в жизнь многих детей Евгений Шварц. Имея уникальные пластические и голосовые данные, он мог бы стать блестящим актером. Но Евгений Львович решил писать для сцены и кино и стал выдающимся драматургом-сказочником. На основе фольклора и сказок известных писателей, таких как Андерсен или Перро, он создал неповторимый мир, в котором живут прекрасные герои. По сценариям Шварца
сняли извест…

Опубликовала  пиктограмма женщиныIrinaAleksss  15 янв 2015

«Марья Васильевна была женщина приличная. Такой ее всегда знали и такой она и сама себя всегда считала. Но как же хотелось беспорядочных половых связей !»
Так начинался роман Николая Ивановича о внутреннем конфликте героини, неразрешимость которого в гротескной и несколько утопической форме должна была показать упадок современного общества, как ложного достижения цивилизации. Однако редактор, толстая желеподобная тетка, лишь бегло пробежав первые строки, гневно отбросила рукопись со словами:
— …

Опубликовал  пиктограмма мужчиныРокенрольщик  21 мая 2015