Место для рекламы

МОРФОЛОГИЯ РОССИЙКОЙ ВЕЧЕРИНКИ

Изучая тему потребления крепких напитков на Руси, мы обнаружили громадный спектр явлений, от обычного немотивированного бытового пьянства, с одной стороны, до высочайших духовных взлетов, с другой.

Один полюс достаточно хорошо изучен:
-продавцами винных отделов
-врачами-наркологами,
-участковыми милиционерами
и акцизными чиновниками.
Другой — представлен в эпохальном, не всеми еще понятом до конца, но от этого не менее значимом произведении «Граненая скрижаль», напечатанном в известном академическом журнале «Субъект и его реальность"[1].

Эта сокровищница Российской эзотерической мысли долго еще будет будоражить умы пытливых исследователей третьего тысячелетия.

Ваше здоровье!
Однако, этот вариант, хотя и становится более популярным, не занимает пока сколько-нибудь значительного места в общем объеме потребления крепких напитков на Руси.
Так, куда же все-таки уходит большая часть легально потребляемого спиртного?

Сегодня нам хотелось бы рассмотреть необычайно распространенное в нашей российской культуре явление, которое можно условно обозначить как «Встреча по поводу» или попросту «Вечеринка».

Повод при этом может быть любой, а потому и конкретные названия действия бывают весьма разнообразны:
— день рождения (вариант: крестины, именины, поминки, свадьба),
— приезд (вариант — отъезд) кого-либо куда-либо,
— встреча Нового Года, (вариант: День конституции, печатника, танкиста, психолога и т. п.)
— церковные праздники: Благовещение, Покров, Успение, Рождество.
— социальные мероприятия: сдача годового отчета, встреча одноклассников, а также всевозможные юбилеи, годовщины, вручение премий и переходящих символов.

Добросовестно отнесясь к изучению этого явления, мы с удивлением обнаружили, что все это колоссальное разнообразие сюжетов подчиняется четырем основным принципам, подобным тем, что сформулированы в знаменитой работе В. Я. Пропа «Морфология Русской волшебной сказки"[2].

1. Постоянными и устойчивыми параметрами «Вечеринки» служат четыре неизменных фазы (стадии) и функции стандартного набора действующих лиц.
2. Число функций, как и число амплуа действующих лиц всегда ограничено.
3. Последовательность и структура фаз всегда одинакова.
Отсюда вывод:
4. Все вечеринки однотипны.

Какова же структура и основные персонажи этого волшебного, а возможно, одного из наиболее тайных, можно смело сказать, сакральных ритуалов нашей культуры?

Чего скрывать — нам было легко! Первое, что поражает и чего так часто недостает в иных исследованиях — это обилие экспериментального материала.
Каждый, мы не боимся этого слова, независимо от образования, пола, возраста и места жительства на просторах нашей необъятной Родины, может с уверенностью считать себя экспертом.
Редчайшие исключения лишь подтверждают это правило, но мы таковыми не оказались.

Ваше здоровье!
Однако, к теме.
Рассмотрев означенное действие, как целое, мы выделили в нем четыре существенных стадии (фазы) и стандартный комплект основных персонажей.
При этом было замечено, что каждая стадия длится приблизительно 1,5 — 2 часа, а функции персонажей целиком и полностью определяются номером стадии и никоим образом не связаны с первоначальным названием самого действия.

Итак, первая стадия — РИТУАЛЬНАЯ.

В области стиля — чопорно-приличная.
Участники пока относительно трезвы. Налицо демонстративная вежливость и, что немаловажно, все помнят по поводу какого события собрались.
Острое чувство ритуала, тосты, некоторая театрализованность мизансцен, слов, жестов, поворотов головы и т. д.
Другими словами, пиджак еще не снят и на брюках еще нет следов от салата.

Вторая стадия — ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ.

Наступает после третьей-четвертой рюмки. Характеризуется большей раскованностью, время от времени соскальзывающей в развязность.
Тема вечера постепенно размывается соразмерно с повышением уровня общительности.
Тосты становятся все более взволнованными и возникают хаотически.
Это, так сказать, тосты «на бреющем полете». Появляются группировки и, соответственно, сепаратные тосты.
Действующие лица переходят к более крепким напиткам.
Одновременно происходит обострение сексуального интереса.
Тот, кто напивается раньше всех, уже напился.
К концу фазы возникает ситуация:
— «Не хватило выпивки. Скинемся по тридцать рублей (вариант: десять, сто…)».
В этот момент определяется амплуа активиста-организатора.

Третья стадия — ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭРОТИЧЕСКАЯ.

На всем протяжении первой фазы о ней еще никто не подозревает. Каталог стереотипных мизансцен:
а) атмосфера несколько утяжеленного флирта, витающего в пространстве.
б) девушка-Муза убегает. Поисковая группа, кидающаяся вдогонку, находит ее плачущей навзрыд в ближайшем сугробе.
в) танцы с элементами спонтанного эротизма (вариант — песни под гитару).
г) выяснение отношений. Старые и новые обиды и тому подобное.
д) парочки разбредаются по углам. Постоянно занятый санузел. Жена плачет на кухне и так далее.
е) на протяжении третьей фазы оформляется несколько классических типов повествований-рассказов. Наиболее яркие из них — охотничьи и эзотерические.
ж) наблюдается расширение представлений о совместимости продуктов, снижение порогов восприятия, исчезновение болевого синдрома.
з) исчезают многие дихотомии, такие, как свой — чужой: свой стакан — чужой стакан, своя шапка — чужая шапка, своя жена — чужая жена.
А также существенно изменяются представления о времени и пространстве.
и) повод забыт полностью.

Четвертая стадия — ТЕРМИНАЛЬНАЯ.

Общие принципы:
— уменьшение количества участников (по разным причинам),
— из общего фона неумолимо выделяется компания, говорящая о чем-то высоком, существенном, важном для каждого (назавтра об этом никто не вспомнит).
— эта же компания уничтожает остатки спиртного в доме, отыскивая его среди бабушкиных запасов наливки, настоек элеутерококка и женьшеня.
— настойчивые поиски места, где можно принять горизонтальное положение. Некоторым эта удается. Не всем…
— впадение в забытье, спонтанный уход от реальности.
— случаи внезапного просветления, сатори, самадхи и другие паранормальные состояния (завтра об этом никто не вспомнит!).

Финал напоминает нечто расползающееся во мгле наступающего утра. Рассвет обычно бывает особенно хмур и неприветлив.

Каждая стадия занимает в среднем 1,5 — 2 часа. Таким образом через 6, максимум, 8 часов сценарий любой «Вечеринки» оказывается полностью исчерпан.
На протяжении всего действия вид стола меняется.
По состоянию стола можно с большой степенью точности диагностировать фазу.

Действующие лица:
— Влюбленная парочка.
— Девушка, которая на всех виснет (ярко проявляется во второй фазе).
— Гурман высокой квалификации.
— Семейная пара.
— Одинокая женщина на охоте.
— Непьющий родственник (вариант: сильно пьющий родственник).
— Девушка, на которую никто не обращает внимания.
— Мужчина, который напивается раньше всех.
— Девушка — Муза, которая всегда убегает. Она же плачет навзрыд.
— Плейбой.
— Сводня.
— Хозяйка.
— Обличитель.
— Юная особа, с ужасом взирающая на взрослых.
— Хмурый парень. Потенциальный агрессор.
— Соседка снизу (вариант — сверху) зашла на шум (начало третьей фазы).
— Танцор. (Гитарист).
— Тамада — весельчак. Душа компании.
— Бывалый. «Поживите с мое…», «Сейчас я вам объясню…»
— Девушка — хохотушка.
— Персонаж, который постоянно что-то жует.

Исследуя экспериментально полученную структуру, мы неожиданно для себя обнаружили, что действие неукоснительно разворачивается во времени по вышеозначенному сценарию практически независимо ни от количества и крепости выпитого, ни от числа и возраста участников, ни от других факторов.

Здесь, по всей видимости, мы имеем дело с одной из базовых матриц сознания, которая формируется в первые месяцы беременности, когда будущая мамаша еще активно участвует в мероприятиях подобного рода.
В дальнейшем матрица инициируется — буквально в первые же годы жизни младенца.

Как показывает практика, любой представитель рассматриваемого этноса независимо от региона мгновенно узнает вышеописанный сценарий и легко находит в нем свое место.

Данная работа, как вы сами понимаете, носит постановочный характер.
Каждый из вас наверняка смог бы что-то добавить в список персонажей, а также вычеркнуть или обобщить.
Недостаточно изучена динамика стадий, в зависимости от различных факторов,
— слабо конкретизированы сюжетные линии отдельных действующих лиц,
— не проработана возрастная и профессиональная специфика.
А лексика, а шлягеры, а звучание ансамбля в целом?
Да, что там говорить — поле, поле непаханое!

Авторы самоуверенно полагают, что изучение этого уникального явления мировой (и этого слова мы тоже не боимся) культуры могло бы стать темой множества диссертаций —
в области психологии,
— социологии,
— психолингвистики,
— истории,
— этнографии,
а также политологии и других общественно-полезных наук.

Ваше здоровье!

Литература
В. Я. Пропп, Морфология Русской волшебной сказки.
Книжка, с детства любимая авторами данного исследования. Теперь, наконец, стало понятно почему.
В. В. Бондаренко. Граненая скрижаль. Реальность и субъект, 3, 1999.
Эпохальная, как было уже сказано работа, где раскрываются тайные грани или ступени восхождения к сокровенному смыслу, посредством простой и казалось бы хорошо известной всем формы.
Э. Берн. Игры в которые играют люди.
Прекрасному американскому исследователю не повезло: он не там родился. Россия — вот где простор, вот где игры!

в соавторстве с В.В. Бондаренко

Опубликовал    11 дек 2014
4 комментария
  • Если копнуть историческо-этнографически,то....Помню рассказ бабушки о молодёжных"вечеринках ".Собирались парни и девушки,обязательно был музыкант(гармонь,цимбалы или скрипка-это зависело от того,в какой деревне и какие умельцы там жили).Бралась и неизменно бутылка самогона(заполненная на половину),только..
  • .Так и оставалась не тронутой.Пели,танцевали,веселились.Не пили.Пока не появилась в одной деревне корчма.Открылась ....скажем лицом не славянской национальности.Вот с этого и началось.Так что...Скептически я отношусь к расписываемым "традициям" славянского пьянства.
  • Пьянство было сильное.Почитайте классиков. Но пили в основном с ноября по март.От безделья. А что корчма открылась нерусским, так многие торгашескую работу считали недостойной.Вспомните в классике отношение к приказчикам,халдеям,официантам,да и к купцам. Они в России были людьми 2 сорта. Отсюда и купеческие загулы,чтобы себя показать.

Похожие цитаты

Технология уничтожения.

Хотела сократить, но потом поняла, что будет потеряна логическая цепочка, каждое слово на своём месте и нет ничего лишнего...Оставила, как есть, от себя только добавила постскриптум.

Окно Овертона.

Как легализовать что угодно — от эвтаназии до инцеста?

Американский социолог Джозеф Овертон описал технологию того, как можно изменить отношение общества к вещам, которые раньше считались абсолютно неприемлемыми.
Возможно, после прочтения полностью изменится ваше представление о мире, в котором мы живем.

Согласно Окну Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует так называемое окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, отк…

Опубликовала  пиктограмма женщины_ Irisha_  28 апр 2014

*Есть люди-Пятницы: они уставшие, но они не сдаются, радуются жизнью и с надеждой и оптимизмом смотрят на завтрашний день.
*Есть люди-Субботы: для них жизнь праздник, настоящее и будущее одинаково хороши, про прошлое не хотят даже вспоминать.
*Есть люди-Воскресенье: это люди прожившие определенную часть жизни и живут пока живется — потом некогда будет.
*Есть люди-Понедельники: это люди всегда в плохим настроении и они не проч испортить его другим. Тянут лямку, потому, что так надо и деваться некуда.

© Santino 439
Опубликовал  пиктограмма мужчиныSantino  13 дек 2014

Сегодня, неподалеку от дома, меня поджидал здоровенный черный котяра. Я сразу понял, что он поджидает именно меня, потому что, когда я приблизился, он кивнул, приподнялся и с неторопливой наглостью перебежал мне дорогу. После чего снова уселся и уставился на меня.
— Сволочь, — сказал я.
— Мяу, — огрызнулся котяра.
— И чего ты добивался? — продолжал я. — Всё равно ж пойду дальше.
И пошел, но, заглядевшись на подлое животное, ударился большим пальцем ноги о бордюр. Да какой там бордюр — настоящий поребрик.
Вы когда-нибудь слышали, как ржут коты? Я услышал.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  21 июн 2015