Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Серафима Блонская - картина «Девочки. Вербное воскресенье»

Картина «Девочки. Вербное воскресенье» стала ключевым произведением в творчестве таганрогской художницы Серафимы Блонской (3 октября 1870 г., Верхнеднепровск — 9 августа 1947 г., Таганрог).
Произведение было создано в 1900 году в качестве выпускной работы в Санкт-Петербургской Академии художеств.
В том же году ее приобрел музей Академии, а спустя три года, по прошению городской управы, картина была направлена в Таганрог. Она стала одним из первых художественных экспонатов в открывшемся музее города.

Выбирая сюжет для картины, художница остановилась на трогательной сцене детского богослужения.
Юные гимназистки изображены в храме в праздничных форменных платьях с ветками вербы и свечами в руках.
Почти год художница собирала необходимый материал для будущей картины — делала зарисовки с натуры, писала этюды, работала над эскизами будущей композиции.
Несколько месяцев она провела в Таганроге и часто посещала Таганрогскую Мариинскую гимназию, которую когда-то окончила сама. Многие юные воспитанницы стали моделями для образов гимназисток. В запечатленном сюжете прослеживается много личного: сцена, которую художница увидела в реальности, переплелась с ее собственными воспоминаниями, размышлениями о юности и гимназических годах.

Художница намеренно делает девочек главными героинями картины. Этому способствует и выбранный почти квадратный формат холста, и общее композиционное решение.
Несмотря на большое количество изображенных, пространство картины не кажется перегруженным. Ритмичное расположение фигур наполняет произведение спокойствием и подчеркивает торжественность происходящего. Распахнутое на заднем плане окно поддерживает этот ритм и зрительно увеличивает пространство картины.

Контраст темного вечернего неба и белых одежд девочек подчеркивает камерность церковного богослужения и акцентирует внимание зрителя именно на первом плане произведения. Способствуют этому и светотеневая моделировка, и колорит картины. Золотистое пламя свечей, разноцветные блики на складках одежды, приглушенные тона росписей стен — невероятная гармония прослеживается в колористическом решении каждой детали.
Многообразие цветовых сочетаний будто бы наполняет картину свечением, а каждую из фигур девочек делает олицетворением внутренней чистоты.
картина Серафимы Блонской в какой-то степени может возместит утрату памятных вещей, поможет прикоснуться к прошлому? Оцените, например, как хорошо видно на полотне форменное платье таганрогской гимназистки. Художница точно передала фактуру тонкой хлопковой материи и изящество покроя.

Картина показывает не только цвет и фасон формы гимназисток, но и то, как вдохновенно девочки её носили!
Белоснежные пелерины похожи на ангельские крылья, и каждая из гимназисток выглядит олицетворением внутренней чистоты, подлинного благородства. А ведь среди учениц были не только дворянки.
Художница запечатлела своих современниц, и одухотворённые лица девушек стали символом юношеской чистоты. Вне времени, на века!

Картину Серафимы Блонской «Девочки.Вербное воскресенье» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.

Опубликовала    28 апр 2024
1 комментарий

Похожие цитаты

Федор Решетников картина "Прибыл на каникулы"

«Прибыл на каникулы» — одна из самых популярных картин Федора Павловича Решетникова), написанная в 1948 году.

Художник изобразил момент приезда домой на новогодние праздники юного суворовца. В центре сюжета — мальчик в военной форме и пожилой мужчина в домашней одежде. Кадет только что вошел в комнату — на нем шинель и теплая шапка-ушанка, в левой руке он держит чемодан, а правой отдает честь деду, рапортуя о прибытии. Дедушка, видимо, бывший военный, вытянулся перед внуком по стойке смирно и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 янв 2024

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024