Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

А.П.РЯБУШКИН - картина «Свадебный поезд в Москве"»

Андрей Рябушкин наиболее известен как автор историко-бытовых картин о жизни Руси XVII столетия. Интерес к русской старине и русской истории художник испытывал на протяжении всей творческой жизни.

Еще в Московском училище живописи, ваяния и зодчества он слушал лекции выдающегося историка О.В. Ключевского, а в его библиотеке были труды С.М. Соловьёва, В.А. Прохорова, И.Е. Забелина, В.И. Даля, иллюстрированные записки иностранцев, бывавших в средневековой Руси.

Рябушкина не привлекали заграничные поездки, он много и подолгу путешествовал по старинным русским городам, изучая и зарисовывая древнюю архитектуру и фрески, предметы обихода и одежду.
Так закладывалась основа для будущих живописных полотен мастера и кристаллизовалось его собственное, самобытное восприятие истории допетровской России.

Картину «Свадебный поезд в Москве» Рябушкин исполнил в своей мастерской в деревне Дидвино Новгородской губернии и преподнес как свадебный подарок близкому другу, художнику
В.В. Беляеву. Рябушкину, вероятно, были хорошо известны исторические сведения о брачных обрядах на Руси. Венчание чаще совершалось под вечер, свадебная процессия жениха направлялась за невестой в дом ее родителей, а затем сопровождала молодых в храм.

На исходе дня происходит действие и на картине Рябушкина: закатные лучи солнца ложатся на барабан белокаменной церквушки, украшенной горкой кокошников, подсвечивают верхушки острых крыш и храм вдалеке. Богатый свадебный поезд с санями и наездниками проносится по улице, оживляя размеренный ход тихого вечера.

Процессия не изображена статично в центре композиции, чтобы зритель мог полюбоваться разнообразием деталей или рассмотреть узоры роскошных одежд. Наоборот, она отодвинута от первого плана, показана в движении и фрагментирована, обрезана рамками деревянной архитектуры, за счет чего создается впечатление ее внезапного появления.

Свадебный обряд представлен не сакральным торжественным ритуалом наших прадедов, а одним из событий городской жизни. Неприукрашенное изображение весенней оттепели с большой лужей талого снега на первом плане и почерневшей деревянной архитектуры, пропитанной сыростью, дополняет ощущение естественности всей сцены. Зритель переносится в атмосферу старомосковских дней и превращается в горожанина XVII столетия, заметившего промелькнувший на соседней улице пестрый мираж.

Румяная красавица, идущая в сторону зрителя, может послужить иллюстрацией канона красоты московитянок: «В городах все румянятся, и так грубо и заметно, что, глядя на них, подумаешь, будто кто вымазал их рукою, полною муки, и потом кисточкой намазывал им щеки красной краскою.
Брови и ресницы они также подкрашивают черною, а иногда и коричневой краской», — сообщал немецкий путешественник и историк Адам Олеарий, побывавший на Руси в 30-е годы XVII века.
«Импровизацией, создающей иллюзию-грезу о минувшем» назвал искусство Рябушкина его современник, художественный критик Сергей Маковский.

Произведениям художника свойственна точность в деталях, подкрепленная изучением исторических документов и подлинных артефактов, и трогательная лиричность, атмосфера интимности, отсутствие героизации и пафоса во взгляде на далекое прошлое.
Русь предстает мирной, патриархальной, сюжет не содержит выраженных конфликтов и сведен к жизнеописанию простых людей.

Опубликовала    24 янв 2024
1 комментарий
  • ЕЧ
    3 месяца назад
    😊 💃 «В городах все румянятся, и так грубо и заметно, что, глядя на них, подумаешь, будто кто вымазал их рукою, полною муки, и потом кисточкой намазывал им щеки красной краскою.
    Брови и ресницы они также подкрашивают черною, а иногда и коричневой краской», — сообщал немецкий путешественник и историк Адам Олеарий.
    Как интересно! Начало 17-го века!

Похожие цитаты

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Алексей Кившенко - картина "Военный совет в Филях в 1812 году"

Военный совет в Филях был созван Михаилом Кутузовым в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина Михаила Фролова для решения вопроса об участи Москвы во время Отечественной войны 1812 года между Россией и наполеоновской Францией.

Совет проходил в обстановке секретности, без протокола, поэтому точное количество участников неизвестно. Барклай де Толли призывал покинуть Москву, но при этом сохранить армию.

Его главным оппонентом выступил Беннигсен, который настаивал на проведении сражения. Ве…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 дек 2023

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024