Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Алексей Кившенко - картина "Военный совет в Филях в 1812 году"

Военный совет в Филях был созван Михаилом Кутузовым в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина Михаила Фролова для решения вопроса об участи Москвы во время Отечественной войны 1812 года между Россией и наполеоновской Францией.

Совет проходил в обстановке секретности, без протокола, поэтому точное количество участников неизвестно. Барклай де Толли призывал покинуть Москву, но при этом сохранить армию.

Его главным оппонентом выступил Беннигсен, который настаивал на проведении сражения. Великий полководец, генерал-фельдмаршал Кутузов, учитывая тяжелые потери в Бородинском сражении, поддержал предложение Барклая де Толли.
Он аргументировал это решение так: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем Москву и Россию».
Кутузов предвидел, что, благодаря выбранной им стратегии, армию Наполеона ждет неминуемый разгром.

Первый вариант картины Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» был написан в 1880 году для получения права на пенсионерскую поездку от Академии художеств. Не имея желания писать произведение на библейскую тему, художник добился разрешения от Совета академии исполнить произведение на сюжет из отечественной истории.

«Военный совет в Филях в 1812 году» можно рассматривать как иллюстрацию к описанию известного события в романе Льва Толстого «Война и мир».

Вслед за писателем, художника интересовала не столько историческая точность деталей, сколько выразительный психологический портрет участников совета.
Толстой описал ход военного события глазами вымышленного персонажа — шестилетней дочери хозяина Малаши, изображенной в правой части картины: «Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим, входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами».

На картине генерал-фельдмаршал Кутузов сидит в кресле у печи в расстегнутом мундире. За креслом художник изобразил полковника Кайсарова с записной книжкой в руках, исполнявшего в то время должность дежурного генерала.
На лавке у окна, ближе к Кутузову, расположен генерал-лейтенант Коновницын, рядом с ним генерал-лейтенанты Раевский и Остерман-Толстой. В красный угол, в соответствии с текстом Толстого, художник поместил генерала от инфантерии — Барклая де Толли. И писатель, и художник стремились подчеркнуть его бледный, болезненный вид, вызванный лихорадкой. Опершись руками на стол, встал со своего места генерал-майор Ермолов.

Кившенко постарался передать описанное в романе возмущение Ермолова решением отдать неприятелю Москву без боя.
В профиль изображены полковник Толь и генерал Беннигсен.
Как и всемирно известный роман Толстого, картина Алексея Кившенко стала хрестоматийной.
Известно большое количество авторских повторений работы и копий, исполненных другими художниками.

Опубликовала    13 дек 2023
0 комментариев

Похожие цитаты

Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени.
Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:

…Ты помнишь, как «из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С nopтpeтa Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Она как будто призвана была быть вечной музой поэта.
В своем XVIII веке она пленила загадочной внешностью еще одного из них — своего мужа.
Николай Еремеевич Струйский, богатый пензенский помещик,…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  11 ноя 2023

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Виктор Васнецов - картина "СИВКА-БУРКА"

Из цикла «Поэма семи сказок» Третий блок. Произведения 1920-х годов — «Ковер-самолет» и «Сивка-Бурка»

Картина «Сивка-Бурка» является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», в который также входят произведения: «Спящая царевна» (19131917), «Царевна-Несмеяна» (1916), «Баба-Яга» (1917), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (19171919) и «Ковер-самолет» (1920- 1925).

Васнецов задумал их в 1880—1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин.

В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 дек 2023