Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Илья Репин - картина "Арест пропагандиста"

Картина «Арест пропагандиста» входит в народническую серию картин, созданных Репиным на протяжении 1870−1890-х годов.

Серия посвящена судьбе разночинца, избравшего нелегкий путь служения народу, и связана с размышлениями художника о природе русской интеллигенции и зарождающемся либерализме («Арест пропагандиста», «Перед исповедью», 1879- «Сходка (При свете лампы)», «Не ждали», 1884- «Не ждали», 1883−1898).

С начала обучения в Академии художеств для Репина оказалось важно, чтобы «живопись всегда шла об руку с интеллигенцией и отвечала ее интересам».
Одной из главных особенностей «новых людей» было протестное начало, уверенность в том, что, находясь в оппозиции правящему режиму и власти, они смогут «разумно устроить целую страну».

«Зародыш нового общества» Репин видел в деятельности этой зарождающейся силы, имеющей «примесь народной крови», знакомой с трудом и бедностью, отстаивающей идеалы лучших представителей нации — Гоголя, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Некрасова.

С годами взгляд художника на жизнь становился более объемным, что отразилось во многих его произведениях. Спустя десять лет, в 1880-е, Репин, оценивая жизнь русской интеллигенции, уже нисколько ее не идеализировал, напротив, обвинял в незрелости и малодушии, а себя отделял от нее. Московскую интеллигенцию он осуждал за консерватизм, в петербургской же находил «много гнили».

Обращаясь к судьбам народников в конце 1870-х, Репин, несомненно, симпатизировал их просветительским стремлениям «хождения в народ». Но когда вполне мирное поначалу движение приобрело жестокие формы и кровавую окраску террористических актов, политических убийств, он изменил свое отношение к происходящему, всякий раз декларируя неприятие любого насилия.

Судьбы народников давали художнику возможность погрузиться в исследование психологии подвига, жертвы, узника, его захватила идея судьбы личности.
Вероятнее всего, Репин не был посвящен в особенности политической жизни, он мог лишь по касательной быть знакомым с происходящим, собирать материал для задуманных полотен через рассказы знакомых.
Считается, что, работая над этой серией, он остро ощущал нехватку визуального материала: Репин писал то, чего не видел, поэтому работа затянулась.
Замысел этой картины появился у Репина еще в 1878 году. Известно два варианта композиции, которые сам художник называл по-разному: «Арест в деревне» или «Арест нигилиста».

В окончательном варианте художник представил своего героя сильным и ожесточенным человеком: он еще сопротивляется, но уже привязан к столбу. Изобразив его в центре полотна в ярко-красной рубахе, мастер тем самым обогатил произведение символикой революционного цвета, одновременно показав, как равнодушно взирают на происходящее свидетели, раскрыл столкновение мировоззрений крестьянства и разночинной интеллигенции.

Иконография картины вызывала у публики ассоциации с темой аскетического подвига, евангельскими композициями бичевания Христа. Художник сознательно не давал однозначных ответов на поставленные вопросы, более того, он стремился вывести на новый уровень осмысления проблемы молодежи, бунтующей против устоявшегося миропорядка.

Опубликовала    23 янв 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Алексей Кившенко - картина "Военный совет в Филях в 1812 году"

Военный совет в Филях был созван Михаилом Кутузовым в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина Михаила Фролова для решения вопроса об участи Москвы во время Отечественной войны 1812 года между Россией и наполеоновской Францией.

Совет проходил в обстановке секретности, без протокола, поэтому точное количество участников неизвестно. Барклай де Толли призывал покинуть Москву, но при этом сохранить армию.

Его главным оппонентом выступил Беннигсен, который настаивал на проведении сражения. Ве…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 дек 2023

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024