Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Клавдий Лебедев - картина "Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча"

В ХV веке великий князь Московский Иван III начал объединение русских земель вокруг Москвы.
Его не устраивала вассальная зависимость Новгорода от Литвы, выгодная одной из противоборствующих партий города.

Вдова посадника и глава «литовской» партии Марфа Борецкая несколько раз снаряжала ополчение против Москвы. Но после очередной осады города новгородцы окончательно признали власть московского царя Ивана III. В 1478 году Новгородская республика перестала существовать.

Вечевой колокол, символ независимости Новгорода, был снят и перевезен в Москву.
Марфу Борецкую с внуком и сторонниками литовской партии выслали из города.

«Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» — единственное крупноформатное полотно в наследии Клавдия Лебедева.
В основе его сюжета — утрата вольной Новгородской республикой своей независимости.

Это событие стало началом зарождения Государства Российского. Безусловное влияние знаменитой исторической картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1884−1887) ощущается и в выборе сюжета, и в многофигурной композиции полотна, и в акценте на силе характера его героини.

Лебедев также во многом следует литературной традиции Н.М. Карамзина, обозначенной в его повести «Марфа-посадница, или покорение Новагорода», 1802.

Фигура главной героини привлекает внимание своей монументальностью. Суровый взгляд Марфы устремлен сквозь зрителя. Она полностью погружена в себя, сосредоточена на недавнем прошлом, где существовал еще Господин Великий Новгород.
Упавший на колени старец воздевает к небу персты и указывает Марфе на «свершившееся знамение».
Действие картины развивается на Княжьем Ярославовом дворище — месте созыва новгородского веча.
В правой части полотна изображена вечевая трибуна.
На заднем плане — Вечевая башня, где раньше висел колокол. Сейчас он снят и лежит на полозьях саней, готовый к отправке в Москву.
Колокол, символ независимости новгородской республики, становится для живописца полноправным персонажем драмы и одновременно центром композиции.
Он подавал голос в важные моменты жизни, теперь горожане прощаются с ним. Московские воины оживленно готовятся стать эскортом важного «пленника».

Ссыльных заковывают в кандалы. Глухой звонарь в монашеском облачении грустно следит за происходящим.

Картина экспонировалась на 19-й выставке ТПХВ в 1891 году.
Она поступила в Третьяковскую галерею в 1968-м году и долгое время находилась в ее фондах.
К выставке «Картины русской истории» в 2017 году полотно прошло сложную реставрацию и стало одним из центральных произведений этой выставки.

Опубликовала    27 дек 2023
0 комментариев

Похожие цитаты

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Виктор Васнецов - картина "СИВКА-БУРКА"

Из цикла «Поэма семи сказок» Третий блок. Произведения 1920-х годов — «Ковер-самолет» и «Сивка-Бурка»

Картина «Сивка-Бурка» является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», в который также входят произведения: «Спящая царевна» (19131917), «Царевна-Несмеяна» (1916), «Баба-Яга» (1917), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (19171919) и «Ковер-самолет» (1920- 1925).

Васнецов задумал их в 1880—1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин.

В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 дек 2023

Алексей Кившенко - картина "Военный совет в Филях в 1812 году"

Военный совет в Филях был созван Михаилом Кутузовым в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина Михаила Фролова для решения вопроса об участи Москвы во время Отечественной войны 1812 года между Россией и наполеоновской Францией.

Совет проходил в обстановке секретности, без протокола, поэтому точное количество участников неизвестно. Барклай де Толли призывал покинуть Москву, но при этом сохранить армию.

Его главным оппонентом выступил Беннигсен, который настаивал на проведении сражения. Ве…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 дек 2023