Место для рекламы

КЛЯТВА НА КРОВИ

110 лет назад, 13 декаб­ря 1903 г., в семье одного одесского преподавателя случилось прибавление. К тому времени у учителя уже рос маленький сын — будущий классик советской литературы Валентин Катаев. Впоследствии его новорождённый братик Женя тоже станет классиком. Мы его знаем как Евгения Петрова, соавтора Ильи Ильфа и «­отца» Остапа Бендера. Петровым он стал вынужденно — один писатель Катаев тогда уже был. И Евгений решил сделать фамилию по отчеству.

В начале 1980-х было снято чудесное кино «Зелёный фургон» по повести Александра Козачинского. Юный следователь Володя Патрикеев, блистательно сыгранный там Дмитрием Харатьяном, и есть наш герой.

Женя Катаев учился в Одесской гимназии 5. Там же учился и Саша Козачинский. Мальчики подружились. И даже принесли клятву братской верности — разрезав стёклышком пальцы, смешали кровь. Впоследствии пути их разошлись. Женя вступил в ряды советской милиции, поскольку, по свидетельству брата, «мечтал стать сыщиком, его кумиром был Шерлок Холмс». А Саша предпочёл стать налётчиком. Да ещё каким — возглавил бандформирование обрусевших немцев, которые в 1922 г. рискнули напасть на регулярные части Красной армии, чтобы угнать табун лошадей.

Тут ему не повезло — банду накрыли. Самого Сашу загнали на чердак, где он приготовился дорого продать свою жизнь — патроны ещё были. Но стрелять не стал. Потому что узнал милиционера — своего одноклассника Женю.

Дальше был суд. Козачинского приговорили к высшей мере. Но, выходя из зала суда, он успел заметить — его друг, присутствовавший на заседании, поднял вверх ладонь. На одном из пальцев был шрам — память о клятве. И Петров своё слово сдержал: Сашино дело пересмотрели, «вышку» заменили заключением, а потом и вовсе амнистировали. У здания тюрьмы его встречал Женя. Он-то и надоумил своего товарища написать повесть, в финале которой слова: «Каждый из нас считает себя обязанным другому. Я — за то, что он не выстрелил в меня из манлихера, а он — за то, что я вовремя его посадил».

Опубликовала    03 янв 2014
12 комментариев

Похожие цитаты

Николай Гоголь: «Европа приедет к нам за покупкой мудрости»

Достоевский утверждал, что чуть ли не вся русская литература вышла из его «Шинели», Герцен писал, что «Мертвые души» потрясли всю Россию", а Тургенев признавался: «Для нас он был больше, чем просто писатель; он раскрыл нам нас самих». Все это — про Николая Васильевича Гоголя, с которым и сегодня, за несколько дней до его 205-летнего юбилея (1 апреля), можно побеседовать на самые злободневные темы. Редакция газеты «Культура» подготовила «интервью» с классиком, воспользовавшись его произведениями…

Опубликовала  пиктограмма женщиныАрина Забавина  31 мар 2014

Он был личностью исключительной – по иронии, уму, доброте и благородству. ( Вениамин Каверин)

15 января — день памяти писателя, драматурга и сказочника Евгения Шварца. Добрый и мудрый сказочник. Таким вошел в жизнь многих детей Евгений Шварц. Имея уникальные пластические и голосовые данные, он мог бы стать блестящим актером. Но Евгений Львович решил писать для сцены и кино и стал выдающимся драматургом-сказочником. На основе фольклора и сказок известных писателей, таких как Андерсен или Перро, он создал неповторимый мир, в котором живут прекрасные герои. По сценариям Шварца
сняли извест…

Опубликовала  пиктограмма женщиныIrinaAleksss  15 янв 2015

Как стать писателем

Отрывок из "Рассказы о Бабеле" Константина Паустовского.

…— Так вот, — сказал Бабель, близоруко наклонившись над рукописью. — Я работаю как мул. Но я не жалуюсь. Я сам выбрал себе это каторжное дело. Я как галерник, прикованный на всю жизнь к веслу и полюбивший это весло. Со всеми его мелочами, даже с каждым тонким, как нитка, слоем древесины, отполированной его собственными ладонями. От многолетнего соприкосновения с человеческой кожей самое грубое дерево приобретает благородный Цвет и делается похожим на слоновую кость. Вот так же и наши слова, так …

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  23 мая 2015