Место для рекламы

Тавтограммы

Наверняка ты хоть раз да слышал этот забавный стишок:

Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чертили чрезвычайно чисто!

Буква ч, с которой начинаются все слова в этих трех строчках, превращает весь стих в этакий маленький веселый пыхтящий паровозик—чу-чу-чу, чу-чу-чу, чу-чу-чу…
А в этом стишке (я придумал его для одного маленького смешного спектакля) все слова начинаются уже на букву б:

Больной беззубый Буратино
Бродил, бедняга, без ботинок…

Эта замечательная игра— придумывать такие предложения, стихи или рассказы, которых все слова начинаются на одну и ту же букву, — появилась две с лишним тысячи лет назад и до сих пор очень нравится и детям, и взрослым. Ну, а сами тексты «на одну и ту же букву» называются тавтограммами (от греческого слова tauto — то же самое и gramma— запись).
Попробуй сам придумать какую-нибудь тавтограмму. Начни с предложений. Задай себе начальную букву — например л, в, к, сит. д., затем выпиши несколько слов, начинающихся на эту букву, а потом попытайся составить из них осмысленную фразу.
Очень интересно играть в эту игру целой компанией — выигрывает тот, у кого получится более длинное предложение-тавтограмма.
Ну, а если придумывать такие предложения тебе покажется слишком легко, переходи к мини-рассказам или стихам, все слова в которых начинаются на одну и ту же букву.
Но можно решать задачку и потруднее: сочинять двойные или даже тройные тавтограммы, в которых у всех слов одинаковые соответственно первые две или три буквы. Посмотри, какую тройную тавтограмму придумала моя знакомая школьница Надя:

Около окошка окорочка околеют окончательно

Вслушайтесь, как, артистично подчеркивая букву л всего в одной только строчке, создает почти физическое ощущение мягкости, зыбкости лунного сияния непревзойденный Пушкин:

На печальные поляны льет печальный свет она…

Оказывается, такое намеренное повторение определенных согласных звуков с целью усиления звуковой выразительности стиха является одним из древнейших поэтических при-емов и называется аллитерацией.
В поэзии такие приемы встречаются во многих языках. Много изощренных тавтограмм можно найти в латыни. Так, у римского поэта Квинта Энния, жившего две с лишним тысячи лет назад, попадаются такие чеканные строки:

O Tite, tute, Tati, tibi tanta, turanne, tuliate !
О Тит Татий, тиран, тяготят тебя тяготы эти!

Но что там отдельные строки! На латыни, особенно в средневековье, было создано немало тавтограммных поэм. Например, монах-доминиканец Плацениус в 1530 году написал грандиозную поэму «Битва свиней», все слова в которой, как и в названии, начинались на латинскую букву р. А некий Христиан Пиэр в 1576 году создал грандиозное стихотворение («Христос распятый») в 1200 строк (!), каждое слово в котором начиналось на букву с.
Но и на русском языке есть достаточно много искусных примеров тавтограмм. У истоков нашей письменности, в гениальном «Слове о полку Игореве» там и тут разбросаны блестящие аллитерации, ив том числе тавтограммные отрывки вроде этого:

Съ зарания въ пятокъ потопташа поганые плъкы половецкыя
Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие

Еще одна довольно древняя тавтограмма «Петр Петрович» (неизвестного автора) упоминается даже в знаменитом Толковом словаре Даля:

Петр Петрович пошел погулять,
Поймал попугая — понес продавать.
Просил полтину— получил половину.

Много замечательных тавтограмм появилось в русской поэзии в начале нашего столетия. Одна из них стихотворе-ние «Мой маяк» Валерия Брюсова:

Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария,
Молчаньем манит мутный мрак…
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк.

А вот «С-стих» нашего современника, поэта Валентина Загорянского (псевдоним композитора Глеба Седельникова):

Стой, слово! Стой! Сначала —сердца стук!
Сначала сумасшедшее сиянье
Седого соблазняющего солнца.
Сначала страх свободного сознанья,
Сначала смехсеребряного снега,
Сначала суматоха суеты,
Секундное сочувствие столетий,
Смятенье, себялюбие, смиренье,
Соперничества скользкого стезя.
С самим собой соревнованья след…
Созрело слово! Сбылся сладкий сон!
Созрела сила! Состоялась словно!..
Слеза скатилась!.. Слава совершенству!
Стук солнечный!.. Сосет, съедает сердце!..
Сюда! Скорей! Сейчас! Сегодня! Стойте!..
Содеяно! Случилось! Снизошло!
Совсем смущен создатель, сочинитель!..
Сбежать! Сокрылся! Спрятался!.. Смешаться!..
Серьезно слишком!.. Сочинить сначала!..

Но не думайте, что фиксация первой буквы во всех словах тавтограммы всего лишь игра, искусственный прием, не имеющий особой поэтической ценности. Вслушайтесь, например, в стихотворение Данилы Алина, пронизанное, по выражению поэта и филолога С. Бирюкова, «за счет буквы с… легким свистом сожаления»:

снесли сарай старых соседей
сверху свисал свиток столетий
стулья сломали соты спалили
сник самовар снизу сдавили
синие сгустки соленых созвездий
срезаны стебли сочных соцветий
смелые сгинули сильнью сплыли
снесли сарай старых соседей.

Но особенно широки возможности тавтограммы в прозе Вот два отрывка из опубликованного в «Вечерней Москве» тавтограммного рассказа «Чудо» еще одного нашего современника, укрывшегося под псевдонимом Чеслав Чехов-Чернышевский:

Четвертый час чапал Чмуров через чахлый чукотский чапыжник, чем-то чревовещательным чувствуя, что чуждые человеколюбию чуткие чекистские чау-чау чают, чтобы четвертовать чужака…

…Чмуров, чинно черпая чашкой черничный чифир, чаевничал, чревоугодливо чавкая чуть червивой чавычовой чешуей. Чифир чадил «Чинзано»… Чесоточному Ч мурову чудились чумазые, черные, членистоногие черти чудовищной численности, чертившие чернилами чертеж… Чу! Чепуха— чужое… Через час честный Чмуров чокнулся.

Вернемся к поэзии. Тавтограмма— достаточно популярный и в то же время трудный вид поэтического творчества. Но есть и супертавтограммы, каждое слово в которых начинается на две, три и даже четыре фиксированные буквы:

Убирают уборщицы
убивают убийцы
ублажают ублюдки
убеждают убытки

Стимулы стили
Стикса стихия.
стирает
стиснув стило
стихоплеты
стихают

ноСТРАдамия

Страна страха, стражников,
Стравинского, стратостатов…
страдаю странник,
страшась стратегий,
страницу стражду,
стра…

Опубликовал    01 апр 2013
5 комментариев

Похожие цитаты

НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ

— Здравствуй!
— Привет!
— Что это ты несешь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные?! Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…
— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, зна…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныGoogmen  23 мар 2013

Если каламбуры известны уже несколько столетий, то вот суперкаламбуры, научно называемые гетерограммами, появились совсем недавно. При этом в гетерограммах одинаково слышатся уже не одно-два разных слова в двух строках, а обе эти строки целиком!
Прочитай вот эту забавную фразу из двух строк:

Пока жива, Ленок,
покажи валенок!

Обрати внимание, обе строки имеют разный смысл, но состоят из одних и тех же букв в одном и том же порядке и слышатся одинаково! Вот это и есть гетерограмма! Понял, как он…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныGoogmen  23 мар 2013

Палиндромы

Ты, конечно, помнишь, как чересчур строгая кукла Мальвина из знаменитой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик…» учила Буратино:
— У Вас нет никаких способностей к математике,—с огорчением сказала девочка.
—Займемся диктантом, — она подняла к потолку хорошенькие глазки.
— Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали?
Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Кто из нас не сочувствовал в этот момент несчастному Буратйно, которого разные вредные девчонки отвлекали всякой писани…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныGoogmen  24 мар 2013