Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Александр Иванов - картина "Явление Христа Марии Магдалене"

Мария Магдалина, придя ранним утром с другими женами-мироносицами ко гробу Христа, не нашла Его там.
В смятении идя обратно, она увидела воскресшего Спасителя, но в первую минуту приняла его за садовника.

Художник представил момент, когда Мария Магдалина узнает воскресшего Христа, но Он останавливает ее порыв словами: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».

Эту двухфигурную композицию на библейский сюжет (Ин. 20: 15−17) художник решил исполнить до начала работы над большой картиной «Явление Христа народу», «чтобы изведать свои силы в Италии».
Эскиз фиксирует основную пластическую и колористическую идею картины, которая получит развитие после специально совершенной художником поездки на север Италии, чтобы глубже познакомиться с колоритом венецианских мастеров Возрождения.

Порывистое движение восхищенной Марии останавливается величественным жестом Христа, чья фигура напоминает совершенные пропорции и формы Аполлона Бельведерского.
Подобная композиционная завязка встречается в работах старых итальянских мастеров, но Иванов сосредотачивает внимание на эмоциональной стороне происходящего.

Перед зрителем открывается картина живого, страстного переживания Марией физической утраты Учителя и в тот же миг — Его духовного обретения, еще до конца не осознанного.

Острота ивановской трактовки сюжета — в немом диалоге двух фигур, в контрасте их пластики и динамики.
С одной стороны — безудержная радость потрясенного женского существа, с другой — отрешенность от земных страстей Того, кто пребывает на тонкой грани двух миров. Пластическим выражением этой идеи стал контраст живого, пламенеющего цвета красного платья Марии и белых пелен Христа с их переливам холодных и теплых тонов.

Особые проблемы вызывало колористическое решение.
«Написать истинно колоритно белое платье, закрывающее большую часть фигуры в естественную величину, каков мой Христос, — право, не легко. Сами великие мастера, кажется, этого избегали. Я по крайней мере во всей Италии не нашел себе примера.
Отец истинного колорита Тициан старался белое платье показывать каким-нибудь куском, смешавшимся с платьями других цветов или закрывающим только стыдливые места наготы», — признавался художник.

За картину, написанную по этому эскизу, Иванов получил звание академика.

Опубликовала    06 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Исаак Левитан - картина "Большая вода"

Исаак Левитан как ни один другой пейзажист умел передать тончайшую мелодию души в ее соприкосновении с миром природы.
Она так хрупка и беззащитна после натиска морозов и снежных пушистых одеял, что укутывают землю.

«Весна — большая вода» словно продолжение картины учителя Левитана — Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871), только более чувственная, нежная.

Выбранный живописцем мотив незамысловат — берег небольшой реки с приютившейся лодочкой. «Все великое, говорят, просто. И средства, ис…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  17 мар 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024