Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Перов - картина "Портрет художника И.М. Прянишникова"

1 апреля 1840 года в селе Тимашово Калужской губернии родился русский художник И. М. Прянишников.

Творческий путь художника Иллариона Прянишникова (18401894) как автора жанровых картин начался в 1852 году во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он познакомился с Василием Перовым, который был старше Прянишникова на шесть лет.

Однако, по воспоминаниям Владимира Маковского, имя Прянишникова, «как выдающегося молодого художника», уже с момента обучения в училище было известно среди молодых товарищей и ставилось рядом с именем Перова.
В конце 1850-х годов преподаватель училища Егор Васильев предложил Перову и Прянишникову поселиться в его небольшой скромной квартире, чтобы поддержать молодых и малоимущих талантливых мастеров.

Когда Перову для картины «Приезд станового на следствие» (1857, Третьяковская галерея) потребовался натурщик, Прянишников терпеливо позировал ему для образа молодого крестьянина — «лесного вора». Через год Прянишников написал копию с этой работы.

Прянишников делился с Перовым своей шубой, сопровождая его в путешествиях по окрестностям Москвы. По свидетельству современника, историка искусства Николая Собко, летом 1862 года живописцы вместе ходили пешком в Троице-Сергиеву лавру, где Перов создал картину «Чаепитие в Мытищах» (1862, Третьяковская галерея). К этому же периоду относится и «Портрет художника И.М. Прянишникова» кисти Перова.
Старший товарищ по училищу, Перов оказал несомненное влияние на начинающего живописца в выборе тем и сюжетов.

Дружба Перова и Прянишникова продолжалась долгие годы. Под влиянием Перова, а также пьес Александра Островского Прянишников начал создавать первые жанровые произведения, отличающиеся «исчерпывающими социально-психологическими характеристиками персонажей».

В 1869 году Прянишников принял активное участие в формировании Товарищества передвижных художественных выставок, став его членом-учредителем в 1870 году, а со Второй передвижной выставки — бессменным членом правления Товарищества.

Перов с помощью выразительной игры света и тени акцентирует внимание на лице и в особенности на живых глазах своей модели, его вдохновенном взгляде. Смелая кисть живописца фиксирует темпераментную натуру молодого Прянишникова.

Слева внизу на портрете читается надпись: «Удостоверяем, что портрет этот писан с Иллариона Михайловича Прянишникова в 60-х годах Василием Григорьевичем Перовым.
В.Е. Маковский и А.А. Киселев».

Опубликовала    01 апр 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Владимир Маковский - картина "МАТЬ И ДОЧЬ"

Владимир Маковский справедливо был признан современниками как «самый выдающийся и самый индивидуальный из наших жанристов».

Картина «Мать и дочь» является исключением из творчества живописца, привыкшего создавать небольшие по формату жанровые произведения.

Как выразился современник Александр Киселёв, в этой работе творчество художника, оставаясь «на реальной почве», возвышается до высокой поэзии, преобразуя обыденную сценку из крестьянской жизни в «прелестную, мелодичную пьесу».

В 1880—1890…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  06 мар 2024

Исаак Левитан - картина "Большая вода"

Исаак Левитан как ни один другой пейзажист умел передать тончайшую мелодию души в ее соприкосновении с миром природы.
Она так хрупка и беззащитна после натиска морозов и снежных пушистых одеял, что укутывают землю.

«Весна — большая вода» словно продолжение картины учителя Левитана — Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871), только более чувственная, нежная.

Выбранный живописцем мотив незамысловат — берег небольшой реки с приютившейся лодочкой. «Все великое, говорят, просто. И средства, ис…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  17 мар 2024