Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Вячеслав Шварц - картина "Шествие на осляти Алексея Михайловича"

Вячеслав Григорьевич Шварц — русский живописец. Обучался живописи в Императорской Академии художеств. Родился в Курске в 1838 году и там же умер (от болезни) в 1869 году. Прожил всего 30 лет, десять из которых посвятил живописи.

В.Г. Шварц первым из русских художников освободился от правил и догм академического классицизма, призывающих показывать идеализированную русскую историю. Отказавшись от канонов и вооружившись глубокими знаниями русского быта, художник показывал в своих работах своеобразие русского прошлого с достоверностью событий и точностью исторических деталей — это ценное в его картинах.

Когда художник поступил вольнослушателем в Петербургский университет «по части восточных языков», то увлекся лекциями профессора Николая Ивановича Костомарова, историка и этнографа, так как всегда чувствовал в себе интерес к истории.

Под влиянием полученных знаний Шварц стал писать картины на исторические темы, одной из которых стала вышеупомянутая картина, иллюстрирующая религиозную жизнь старинной Москвы во времена царя Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона.

Сюжет

Шествие на осляти — православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший вход Господень в Иерусалим — въезд Иисуса Христа на осле.

На осла обычно садился митрополит, позднее — патриарх, а под уздцы лошадь вел царь. За эту работу, за то что вел под уздцы «ослика», царь получал от патриарха денежное вознаграждение — 100 рублей.

Обычай шествия на осляти в Вербное воскресенье существовал в русских землях с середины 16 века до времени Петра I.

В Москве на «осле», ведомом государем, шествовал патриарх, а в других городах — на «осле» ехал епископ или архимандрит крупнейшего монастыря, ездовое животное под уздцы вел воевода.

С ослами на Руси была некоторая напряженность, поэтому под ослика маскировали низкорослую лошадь. На нее шили белую попону с длинными ушками. Избранного на такую почетную роль коня готовили задолго.
Подготовка лошади, играющей роль осла, заключалась в следующем.
Целый месяц до Вербного воскресенья ее держали на диете, чтобы сходство с ослом было большее.
А за три дня до крестного хода не кормили вообще, во избежание недоразумений во время хода.
Также в течение месяца лошадь водили по маршруту крестного хода, чтобы она привыкла и не пугалась.

Соборным уложением 1678 года шествия на осляти в городах были запрещены, и проводились только в Москве.

Описание

На полотне изображена процессия, шествующая с богослужения в Церкви «Вход Господень в Иерусалим» (одной из девяти церквей Покровского собора) к Спасским воротам Кремля (бывшие Фроловские).
Изображение условно делится на две части — справа пеший царь Алексей Михайлович с придворными боярами и челядью, слева Патриарх «верхом на осляти» с группой митрополитов и епископов.

Духовенство и Царя связывает тоненький красный шнур, идущий от узды импровизированного «осла» через центр картины к руке царя.

На царе Алексее Михайловиче шапка Мономаха, он в роскошном праздничном наряде, с золотым крестом на груди, под руки его поддерживают придворные, так называемые ближние бояре, а слуги и дети раскатывают перед ними ковровые дорожки.
В левой руке царя пальмовая ветвь, а в правой красный шнур от уздечки.
Ведя под уздцы лошадь, наряженную ослом, с восседающим на ней Патриархом в образе Господа Иисуса Христа, царь показывает народу пример своего смирения.

Патриарх изображен художником в парадном облачении, на его голове митра-корона с крестом и зубчатым венцом над нижним пояском.
В его левой руке Евангелие в золотом окладе с драгоценными каменьями, в правой руке золотой крест, которым Патриарх благословлял народ.

Торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы.
За эту картину Шварц был удостоен звания академика.

Опубликовала    19 мар 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Сергей Иванов - картина "Христиане и язычники.1074 год"

Отраженное на картине С. В. Иванова противостояние подтверждается рассказами летописи. В конце XI века во время голода в Ярославле бедные смерды пошли за двумя волхвами, обвинявшими богатых крестьянок в чародействе, убивали их и отнимали продукты.

Дойдя до Белоозера, они вступили в бой с княжеским наместником Яном Вышатичем, приверженцем христианства. Смерды были разбиты, а волхвы отданы на съедение медведю.

Тогда же в Киеве был убит своими холопами новгородский епископ Стефан, а в Новгороде п…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  25 янв 2024

Василий Суриков - картина «Меншиков в Берёзове»

Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра Первого, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью.
В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере.

На картине изображен об…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  19 фев 2024

Александр Бубнов - картина «Утро на Куликовом поле»

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для страны. В начале боевых действий немцы стремительно наступали, советские солдаты утрачивали веру в победу.
А к 1945 году государство понесло огромные человеческие потери, в демографии зияла огромная кровоточащая рана.
Именно поэтому в тот период были так важны произведения, поднимающие боевой дух народа, утверждающие русскую силу и непобедимость.

Полотно Александра Бубнова стало именно таким жизнеутверждающим напоминанием. В качестве осн…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  23 фев 2024