Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Валентин Серов - картина "Портрет С.М.Третьякова"

3 марта -190 лет со дня рождения русского предпринимателя и собирателя живописи С.М. Третьякова (1834-1892)

В историю русской культуры Сергей Михайлович Третьяков (18341892) вошел как один из основателей Третьяковской галереи, московский купец, младший брат Павла Третьякова, коллекционер европейского искусства.

На протяжении жизни он выступал в роли предпринимателя, мецената, просветителя, общественного деятеля, московского городского головы (18771881).
Он также собирал произведения русской живописи и скульптуры, оказывая весьма существенную поддержку брату в деле формирования музея национального искусства.

Жизнь С.М. Третьякова была во многом посвящена делам городского управления и благотворительности, по его собственному выражению, прежде всего «пользе общественной».

Где бы ни находился Третьяков, он всегда стремился быть в гуще событий художественно-музыкальной, культурной, экономической жизни Москвы, Петербурга, Парижа.
Произведения из его собрания выдавались на передвижные выставки, ряд выставок Петербурга, Москвы, Парижа и, конечно, на Всемирные в Париже в 1878 и 1889 годах.

Внезапная смерть С.М. Третьякова ускорила слияние коллекций, и в том же 1892 году Павел Третьяков передал в дар Москве объединенное собрание русской и европейской живописи. Память об основателях была увековечена на фасаде галереи — «Московская городская художественная галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых».

Старший Третьяков заказал живописный портрет Сергея Михайловича для галереи с надписью, выражающей признательность Московской городской думы за сделанное городу пожертвование.
Портрет был помещен в зал галереи, где размещалась коллекция европейского искусства, завещанная Сергеем Михайловичем «городу Москве на общее пользование».
В год своей смерти П.М. Третьяков завершил последнюю пристройку к зданию галереи.

Она состояла из двух залов, которые предназначались для показа коллекции младшего Третьякова. Первый зал имел мемориальный характер.

В нем были размещены предметы из кабинета Сергея Третьякова, перевезенные вдовой собирателя из его особняка на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре: мебель красного дерева, обитая темно-зеленой кожей, серебряные часы, инкрустированные синей эмалью, бронзовые лампы, шпалеры XVII—XVIII вв. еков французской работы.

В этом зале, судя по фотографии, находился портрет, исполненный Серовым.
Второй, больший, зал был целиком посвящен произведениям живописи. «Получилось совершенно отдельное и с замечательным вкусом устроенное помещение для иностранных картин», — вспоминала А.П. Боткина.

Живописный портрет Серова выполнен по фотографии, сделанной незадолго до смерти.
Она хранится в отделе рукописей Третьяковской галереи.

На ней Сергей Третьяков выглядит уставшим, имеющим несколько отекший, болезненный вид. На портрете он изображен внушительным и солидным «мужем совета», как величал его Афанасий Фет, представляя, в первую очередь, «ревнителя народа и просвещения, благотворительности и чести в обществе», отвечая задачам увековечивания памяти ушедшего из жизни общественного деятеля.

Опубликовала    02 мар 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Павел Федотов - картина "Завтрак аристократа"

В недолгой, но насыщенной художественной карьере Павла Федотова картина «Завтрак аристократа» (другие названия — «Ложный стыд», «Не в пору гость») отмечает переход к позднему творчеству.

Любимый Федотовым бытовой жанр, социальная ирония и проработка деталей сочетаются с ощущением замкнутости пространства и бессмысленности происходящего.

Сюжет картины, вероятно, связан с фельетоном, опубликованным в журнале «Современник». Анонимный автор, а на самом деле писатель И.А. Гончаров, иронически опис…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  01 мар 2024