Место для рекламы

Евреи и опера…

Давайте поговорим о сокровенном, то бишь, о евреях. Если вы думаете, что на протяжении столетий оперной истории еврейские композиторы и музыканты сидели тише воды, ниже травы — то глубоко заблуждаетесь. Без них сундук оперных сокровищ не был бы полным!

Саламоне Росси.

Ещё в конце шестнадцатого века, мантуанское гетто породило двух блестящих музыкантов: Саламоне и Европу Росси. Европа была первой еврейской оперной певицей и любимицей композиторов Габриэлло Кьябрера и Клаудио Монтеверди. А её брат, Саламоне «Шломо», скрипач и композитор, настолько почитался повелителем Мантуи Франческо Гонсага, что тот освободил брата и сестру Росси от обязательного для евреев ношения жёлтого значка. Увы, когда в город вошли австрийцы, Саламоне и Европа Росси были убиты во время разграбления еврейского гетто.

Благодаря Ветхому Завету, евреи продолжали мелькать на оперной сцене в качестве виновников торжества. Самыми популярными сюжетами для композиторов эпохи барокко были «Валтасар», «Иефай», «Моисей», «Соломон» и «Саул». В восемнадцатом веке евреи снова скрылись с горизонта, а точнее — ушли в подполье. Тем не менее, в салонах богатых евреев ставились оперы и оратории. В частности, в Амстердаме богатыми еврейскими семьями была заказана и поставлена опера-оратория «Эсфирь» композиторов Абрама Кассереса
и Кристиана Лидарти.

Девятнадцатый век дал возможность еврейским композиторам развернуться по-крупному. Феликс Мендельсон, известный своими оркестровыми и инструментальными сочинениями, тем не менее, написал несколько зингшпилей и ораторий. Например, «Илию» и «Святого Павла». Но именно его «Вальпургиева Ночь», описывающая языческие германские ритуалы, считается еврейским бунтом против христианского владычества в классической музыке. Творчество Мендельсона, впрочем, вдохновило и других евреев, таких, как Якоб Мейербер и Фроменталь Алеви. Самая известная опера последнего — «Жидовка или Дочь Кардинала» — большое трагическое повествование, рассказывающее о запретной любви между принцем Леопольдом и еврейской девушкой Рахилью.

Французский композитор Якоб Мейербер, осознанно ставший иудеем после смерти своего дедушки, всю жизнь испытывал нападки со стороны юдофобов, включая композиторов Роберта Шумана и Рихарда Вагнера. Когда Вагнер был совсем молодым человеком, он обратился к мэтру жанра «большой оперы» Якобу Мейерберу, с просьбой посмотреть партитуру его оперы «Риенци». Мейербер не только посмотрел партитуру, но и порекомендовал оперу к постановке в Дрездене. Хотя ни одно добро ещё не оставалось безнаказанным… Спустя восемь лет Вагнер опубликовал юдофобский пасквиль «Еврейство в музыке» под вымышленной фамилией Фрайгеданк. Он был разъярён феноменальным успехом оперы Мейербера «Пророк», в то время, как его собственная музыка оказалась невостребованной.

В статье Вагнер пишет о том, что евреи не в состоянии говорить на европейских языках, искажая их акцентом и диалектизмами, а потому не способны писать «европейскую музыку». Самые крупные порции яда достались Мейерберу и Мендельсону — последнему Вагнер не мог простить того, что пятнадцать лет тому назад Мендельсон, будучи музыкальным директором в Лейпциге, потерял партитуру вагнеровской симфонии.

Забавно то, что музыка Мейербера, которую Вагнер смешал с грязью в своей статье, оказала большое влияние на дальнейшее оперное творчество композитора: так отголоски финала «Пророка» явственно слышны в финале «Гибели Богов». Но ещё забавнее то, что когда интерес к Вагнеру в очередной раз иссяк и у композитора снова не осталось средств к существованию, он обратился за помощью… к Мейерберу! И удивительно даже не то, что Вагнеру хватило наглости на такой поступок, а то, что Мейербер после всего произошедшего не отказал Рихарду в поддержке. Впрочем, Вагнер широту души Мейербера не оценил и продолжал гнуть свою линию. Так, он создал отрицательных персонажей своих опер (Миме, Сикста Бекмессера и Клингзора) на откровенно антисемитских стереотипах.

Однако не все композиторы конца девятнадцатого века разделяли вагнеровскую точку зрения. Итальянец Джузеппе Верди написал «Набукко», оперу, посвящённую борьбе евреев с вавилонским игом, а хор «Va, pensiero» из третьего действия, стал настоящим мировым символом единения и братства.

Двадцатый век стал одновременно и благословением, и проклятием для композиторов- евреев. На рубеже веков расцвели Густав Малер, Антон и Николай Рубинштейны. Затем мир классической музыки поприветствовал таких мастодонтов как Кастельнуово- Тедеско, Гершвин, Бернстайн, Оффенбах, Мийо, Финци, Годовский, Мошковский, Венявский… Но увы, в этот же век множество композиторов пали жертвами Холокоста, в том числе, Виктор Улльман, Гидеон Кляйн и Илзе Вебер. Нацистский концлагерь Терезиенштадт считался образцово- показательным в Третьем Рейхе — его узниками чаще, чем где бы то ни было, становились музыканты, артисты, поэты.

Множество музыкальных произведений было написано в Терезиенштадте, в частности, опера Виктора Улльмана «Император Атлантиды» на либретто Питера Кина. Каким невероятным мужеством должны были обладать эти мужчины, чтобы написать в концентрационном лагере оперу об императоре, решившем завоевать весь мир! Усмотрев в главном действующем лице пародию на Гитлера, руководство лагеря запретило постановку оперы, а композитор и либреттист были отправлены в Аушвиц-Биркенау. Перед депортацией Виктор Улльман передал манускрипт оперы своему другу, доктору философии, Эмилю Утитцу. Благодаря ему, опера дошла до наших дней и была поставлена в Амстердаме более, чем через тридцать лет после создания.

Виктор Улльман был уничтожен в газовой камере, Питер Кин скончался по прибытии в лагерь, предположительно от тифа. Там же, в Аушвице, была уничтожена еврейская композиторша Илзе Вебер вместе с её маленьким сыном. Когда они входили в газовую камеру, Илзе пела написанную ею «Колыбельную». Там же, в Аушвице, уничтожен и чешский еврей Ганс Краса, вместе со всем составом его оперы для детей «Брундибар», написанной по мотивам комедии Аристофана «Овод» и содержавшей пламенные антинацистские лозунги.

В наше время музыка еврейских композиторов исполняется по всему миру. Более того, в репертуары театров и концертных залов возвращаются произведения, когда-то погребённые под слоем антисемитизма и многовековых предрассудков. Так, музыка Кристиана Лидарти считалась утраченной, пока манускрипты не были обнаружены в Лондоне, в конце 1990-х. Его опера-оратория «Эсфирь» — первая оратория в мире, написанная на иврите — записана оркестром Монпелье, в 2003 году.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Перельмутер  03 авг 2023
0 комментариев

Похожие цитаты

Изя, а шо, правда, шо ты бандитам отдал все золото и деньги?
— Таки да… Они вставили в зад паяльник, а на пузо утюг, и подключили к току!
— И ты сразу отдал?
— А шо, ждать пока за свет накрутит?

Опубликовала  пиктограмма женщиныС ПРямБабаБахом  07 окт 2013

ЕВРЕЙСКИЙ ПОГРОМ ВО ЛЬВОВЕ ЛЕТОМ 1941 г. Свидетельства очевидцев «Рано утром 30 июня 1941 года украинские националисты вывесили плакаты на досках объявлений и стенах зданий. Плакаты приветствовали немецкие войска и Степана Бандеру, которые освободят украинцев от власти евреев и НКВД. В заголовках были такие лозунги, как: «Разбей евреев и коммунистов» и «Да здравствует Степан Бандера, да здравствует Адольф Гитлер»…
Одновременно в городе произошли многочисленные репрессивные акции, так как украинс…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныNapoliOne2019  06 авг 2020

Быть евреем опасно, но почетно. Опасно быть знайкой, умником, первым учеником. Двоечники, дураки, лузеры могут забить и затоптать. Это как раз то, кстати, что с 1948 года арабский мир, широкий географически, но узкий нравственно и интеллектуально… пытается сделать с осуществленной утопией, с Уранией, государством мудрецов и интеллектуалов, то есть Израилем…

Не каждому же так везет, что он может сказать: «Я еврей, я гражданин Израиля». Древняя цивилизация, народ, создавший Тору и Евангелие. Даж…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Перельмутер  25 мая 2021