Место для рекламы

Сколько лет Москве (теории спорные). Возможные.

Официальную версию основания Москвы все знают ещё со школьных лет. Только вот она была не одна и в ней сомневались даже видные историки, тот же Карамзин считал, что истоки происхождения Москвы надо искать глубже, в тех же народных преданиях и сказках.

1. От Юрия Долгорукого

2. От Олега Вещего

3. От библейского Мосоха

4. От Данило Ивановича

Происхождением Москвы занимались и схоласты, духовные авторы, которые для построения своей гипотезы использовали Священное писание.

Так например, Тимофей Каменевич-Рвовский строил свою гипотезу о происхождении России и Москвы от потомков Ноя, и считал что прародителем народа жившего по берегам Москва реки был внук Ноя Мосох. У Мосоха была жена Ква и дети сын Я и дочь Вуза.

Так Каменевич пытался объяснить название рек: Москва и Явуза.

Его версию не принимали всерьез даже его современники жившие в 17 веке, настолько все было притянуто за уши.

По легенде о Мосохе Москва является древнейшим городом мира. Это конечно льстило москвичам, поэтому эта версия переписывалась и оригинальность сюжета не выбрасывались. По этой версии Москве примерно 5160 лет.

Версия об основании Москвы Юрием Долгоруким тоже ничего не объясняет, откуда слово Москва произошло.

Слово Москва приписывали разным народам и сарматам и финно уграм и славянам.

Екатерине II импонировала версия, что Москву основал Вещий Олег.

«Лета 6388 (880г.) Ольг прииде на Москву реку, в я же текут Неглинна да Яуза и постави ту град и наречие Москва»

Все историки эту версию отвергли, посчитав вставкой в старые летописи.

Но Екатерина в 1786 году «дочинила» эту версию в историческую пьесу Начальное управление Олега".

Общее в этих двух версиях только то, что Москва старше чем княжение Юрия Долгорукого

И хотя историки отрицали, что Москву мог основать князь Олег, но не отрицали того, что Москва могла уже существовать до Юрия Долгорукого.

Историк Забелин, считал поселение Москва могло существовать и до Олега Вещего, Олег мог мимо проплывать ещё из Киева в Суздаль или Ростов и видеть поселение.

Есть ещё одно сказание и оно стоит особняком. «Сказание о зачатии царствующего града Москвы и о Крутицкой епархии.»

Если другие сказания хоть как-то опираются на реальных персонажей, то здесь персонаж, как писал Н.М. Карамзин полностью выдуманный. Карамзин считал, что это сказание было создано с целью доказать право епархии на Крутицкое подворье. В 17 веке Никон решил расформировать Крутицкую епархию и выселить Крутицкого владыку из его подворья.
Крутицкое подворье сегодня.

Главный персонаж Сказания и основатель Москвы Данило Иванович. Он добродетельный христианин, строитель церквей и второй после Рюрика. В этом сказании много ошибок в том числе датах. Судя по всему здесь имелся в виду все же московский князь Даниил Александрович, поскольку именно он даровал Крутицы Саровским епископам.

И казалось бы об этой версии надо забыть, но в Историческом музее хранится Хронограф Дорофея Моневмасийского, где перечисляются все четыре версии происхождения Москвы.

1. От Юрия Долгорукого

2. От Олега Вещего

3. От библейского Мосоха

4. От Данило Ивановича. И идёт приписка самого автора, что скорее всего самая правильная версия от Данило Ивановича.

Казалось бы сказочный князь, правда про Крутицкое подворье уже ничего не сказано. Но пересказана сказка о троеглавом звере, которого встретил князь Данило Иванович и отшельника Букалу, который уже жил в этом месте.

Впоследствии этого зверя приписали Юрию Долгорукому.

«И посреде того болота и острова узре князь великий Данило Иванович зверя превелика и пречудна троеглава и красна зело»

Князь стал спрашивать гречанина Василия, что это значит, и Василий ему ответил что будет город на этом месте и царствие треугольное и будут жить в этом городе много людей из разных стран.

Кто такой Василий не объясняется. Говорится только, что он мудр и все знает наперед. Так что навряд ли он мог быть христианином, скорее всего волхв.

Хотя имя греческое и гречанин тоже говорит о том, что он грек.

Вызывает интерес и образ зверя. Его потом все приписали змею Горынычу.

Но в писании говорится, что зверь очень красив.

Когда расшифровали Велесову книгу, комментатор Асов А.И. опубликовал новый фрагмент, где говорилось о основании Москвы.

Смысл описания этого отрывка в том, что на Дунае обитал князь Моск, в конце 6 века он возглавлял радимичей и вятичей. И стали его сильно теснить византийцы.

Убили его брата Радогоста и во время тризны напали и на Моска.

Не всем удалось спастись. И хотя впоследствии Моску удалось отомстить византийцам, стало понятно что те будут постоянно нападать на славян и на совете решено было уйти вслед за другими славянами дальше на восток.

Имя славного Моска упоминается и в сочинениях византийских авторов. Так Феофилакт пишет о неком Моусокии, который был царем у варваров.

Само основание города в Велесовой книге не описывается.

Мог ли сказочный Данило Иванович и князь Моск быть одним и тем же лицом?

В Сказании о Данило Ивановиче очень подробно описывается топонимика места, где они решили основать город.

Лес описывается как очень темный, что говорит о хвойном лесе, там же говорится о болоте очень большом и топком. Но самое большое внимание уделяется все-таки зверю.

Историки стали гадать, что за зверь привиделся князю. Версия о змее была отброшена.

И тут на помощь пришли козули. Козули это пряники или обрядовое печенье, название общее, там и лебеди и овцы, уточки, лошадки и какой то зверь о трёх головах. Козуля была добрым символом пожелания богатства и здоровья хозяевам.

Есть версия, что трехголовая козуля идёт с языческих времён и изображает бога Велеса.

В древних сказаниях сохранился образ Волхва, Волоха, Велеса это жрец, который мог превращаться в зверя.

Говорят, что в Болгарии до сих пор есть маски в народных гуляниях где изображён трехголовый Велес.

Вполне возможно, что Моск вел свой род от Велеса или его богом был Велес.

Все кто переписывали сказание, были христианами, следовательно языческую версию как-то искажали.

Даже при Михаиле Федоровиче запрещали скоморошить и зверьё выпекать, то есть козули выпекать.

Поэтому автор скорее всего перечисляя все сказания, знал больше, но написать не мог и приписал лишь, что сказание о Данило Ивановиче самое правдивое.

То есть Москва была основана до Юрия Долгорукого.

Образ Букалы отшельника тоже очень интересен, но я уже не буду его рассматривать.

И получается, что Москва была основана не в 1152 году, а в 598, когда был поход византийского полководца Приска на Русь, и с которым сражался князь Моск.

Опубликовал    23 июн 2023
0 комментариев

Похожие цитаты

Идёт пирожок по Москве, навстречу ему шаурма
Пирожок с ненавистью:
- Понаехали тут …

Опубликовала  пиктограмма женщиныРussycat  29 июл 2012

— Что привезти тебе из сумрачной Москвы?
— Лиловых сумерек в окне. Лаврово-перечных
извечных запахов борщей на клетке лестничной,
табличек медных на дверях — фамильных перечней.
И мутных рек — невольниц каменной канвы.

— Что привезти тебе из призрачной Москвы?
— Прозрачных башен в сизом небе — в дымном мареве,
да исчезающих во мгле ночного варева
созвездий окон, бездны розового зарева,
и тень со шторы — от склонённой головы.

— Что привезти тебе из облачной Москвы?
— Дождливых джазов жестяных по крышам латаным,

Опубликовала  пиктограмма женщиныБекки  03 июн 2018

Кремль, жираф и розовый фламинго

В детстве у меня было три мечты — увидеть живого жирафа, розового фламинго и московский Кремль. Мне казалось, что жираф и Кремль такое большие, что упираются в самое небо, а фламинго просто странная инопланетная птица, знающая все тайны мира. Когда в 10 лет впервые попала на Красную площадь, от предвкушения башни, тонущей в облаках, захватывало дух. Но мама указала на какой-то невзрачный красно-коричневый шпиль и сказала: «вот, доча, это Кремль!» «Это точно он?» — переспросила я, и мои детские о…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛариса  29 апр 2021