Место для рекламы

«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения»

«Чемодан», «Шаланда», «Луноход». Все прозвища советских автомобиле

Советский автопром примечателен тем, что очень многим автомобилям давались прозвища. Некоторые клички смешные, некоторые обидные, но в целом народное творчество так или иначе ухватывало в названии суть той или иной модели. Традиция народного названия изделий отечественного автопрома живет и по сей день.

АвтоВАЗ

Автомобилям Волжского автомобильного завода от словотворцев из народа досталось немало прозвищ. Продукцию в целом именовали, как известно, «Тазами» (отсылка вовсе не к первой букве города Тольятти), «Числительными», «Ведроверами», «Жигами» и «Кирпичами». Классическое семейство ВАЗ (2101−2107) — это, как известно, — «Классика».

Что касается конкретных моделей, то ВАЗ-2101 прозвали «Копейкой» и «Единичкой». Впрочем, известны и более экзотические варианты нейминга — «Однерка», «Копье».

ВАЗ-2102 именовали «Двушкой», «Двойкой» и «Сараем». ВАЗ-2103 — «Тройкой», Трешкой" и «Трояном». ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 — это, соответственно, «Четверка», «Пятерка» и «Семерка». Впрочем, «Пятерку» называли также «Пятачок» и «Петрик». «Семерку» — «Семеном», «Семафором» и «ХБМ» («Хочу быть „Мерседесом“ — из-за характерной решетки радиатора). За ВАЗ 2106 закрепились прозвища „Шестерка“, „Шаха“, „Шахтер“, „Шакал“, „Шамок“ и „Шайтан“. ВАЗ-2108, 2109, а частично также 2113, 2114, 2115 именовали „Зубилом“, „Зубилой“ и „Погремушкой“.

Седан ВАЗ-21099 обзавелся своими собственными кличками — „Чемодан“ и „Дуплет“. ВАЗ-2110 в народе окрестили „Mатрешкой“, „Беременной Антилопой“, „Чемоданом“, „Чириком“, „Мыльницей“ и „Обмылком“. Хэтчбек ВАЗ-2112 именовали „Огурцом“, ВАЗ 2114 — „Четыркой“, ВАЗ-2115 — „Пятнашкой“ и „Полторашкой“, а минивэн ВАЗ-2120 „Надежда“ — не только по созвучию — „Безнадегой“, „Одеждой“ и „Константиновной“ (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

ВАЗ-21213 „Нива“ — отметилась кличкой „Ботинок“. А пятидверная „Нива“ ВАЗ-2131 — это уже „Крокодил“ или „Урал“. ВАЗ-1111 „Ока“ удостоился „титулов“ „Окунь“, „Табуретка“, „Бешенная Табуретка“, „Креветка“, „Окурок“, „Скворечник“, „Коробочка“.

А что же более современные Lada? Chevrolet Niva — это „Шнива“. Lada Granta, случается, кличут „Гранатой“, ВАЗ-1118 „Калина“ — „Горбатой мышью“, „Крыжовником“, „Кониной“ и „Хомяком“, Lada Vesta по мотивам рекламной кампании стали звать „Невестой“, а к Xray прилепилось хулиганское „Хрей“.

ГАЗ

Автомобили семейства „Волга“ вне зависимости от поколений в народе называли „Баржами“ из-за солидных размеров.
Причем чаще такое прозвище доставалось машинам с кузовом универсал. Первую „Волгу“, ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу — „Танк во фраке“. ГАЗ-24, легендарная вторая „Волга“, именовалась в народе не только как „Баржа“, но и как „Шаланда“.

ГАЗ-3110 (выпускалась серийно с 1997 по 2005 год) окрестили „Тяни-Толкаем“. Впрочем, случалось, что „Волги“, равно как и „ГАЗели“, называли „Оленями“ — из-за фирменной эмблемы. Грузовик-вездеход ГАЗ-66 даже более известен под прозвищем „Шишига“, а за среднетоннажными грузовиками „ГАЗ“ закрепилось имя „Газон“.

ЗАЗ

Ко всем запорожцам (продуктам Запорожского автомобилестроительного завода — ЗАЗ) быстро приклеилось нелицеприятное прозвище „Запор“, что было связано с характером звучания маломощных силовых агрегатов и их скромной производительности.

В 1961 году завод освоил выпуск модели ЗАЗ-965, вошедшей в историю как „Горбатый Запорожец“, или просто „Горбатый“ из-за характерной формы крыши. Другие неофициальные названия — „Зюзик“, „Жужик“, „Пузырик“, „Жужелица“.

В 1966 году на конвейер стал новый „Запорожец“ — ЗАЗ-966, он, как впоследствии и его преемник ЗАЗ-968, получил прозвище „Ушастый“ из-за воздухозаборников, торчащих из боковин, точно уши. Отсюда, кстати, еще одна кличка — „Чебурашка“. Кстати, Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (тогда еще не мультгерой, а герой книги „Крокодил Гена и его друзья“) тоже в 1966 году.

„Запорожец“ ЗАЗ-968М (выпуск с конца 1979 года) лишился ушей-воздухозаборников, соответственно поменялось и кличка — на „Мыльница“. Этот же седан именовали „Тридцаткой“ или „Сороковкой“ в зависимости от используемого двигателя. В 1987 году на ЗАЗе начался выпуск ЗАЗ-1102 „Таврия“ — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя. К этой модели приклеилось прозвище „Ставрида“. Реже Таврию именовали „Тавриусом“ (отсылка к Ford Taurus), „Тварией“ и „Недовосьмеркой“ (из-за внешнего сходства и меньших габаритов).

УАЗ

Самая распространенная кличка вездехода УАЗ-469, сменившего на уазовском конвейере в середине семидесятых основной армейский „джип“ ГАЗ-69, — „Козел“ или „Козлик“ из-за особенностей езды по пересеченной местности — пресловутому „козлению“. Другие нередко использующиеся „метафоры“ — „Бобик“, „Бомбик“, „Бабон“.

Версию УАЗ-469 для милиции в народе окрестили „Коробком“ и „ЦеМентовозом“ (на украинский манер) и даже „Воронком“, а военные версии именовали „Крокодилом“, разумеется, за защитный зеленый цвет.

Легендарный ульяновский фургон и микроавтобус УАЗ-452 (серийный выпуск начат в 1965 году) тоже имел целый ряд прозвищ. Самое известное и укоренившееся, конечно, — „Буханка“ — считай, второе имя. Другие варианты — „Батон“, „Булочница“, „Горбушка“.

Бортовая модификация машины получила свое прозвище — „Головастик“. Версии для муниципальных служб чаще называли „Санитаркой“ и „Таблеткой“.

Современный же УАЗ „Патриот“ нередко именуют „Патриком“, „Патрикеем“, „Бегемотом“ и „Патром“, ну, а УАЗ „Хантер“ — есть Hunter (англ) — иногда, шутя, называют, „Охотником“.

ЛуАЗ

ЛуАЗ-969 „Волынь“ — компактный внедорожник, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села, в народе окрестили „Луноходом“ (за колесные редукторы и своеобразную внешность).

Называли также „Луизой“ (производное от ЛуАЗ), „Тушканчиком“ (за прыгучесть), „Утюгом“ (за форму кузова) и „Фантомасом“ (за комедийно-злодейскую внешность). Встречались также прозвища „Лягушонок“ и „Цыпленок“.

Ижевский автозавод

Модель ИЖ-2715 с кузовами фургон и пикап именовалась, соответственно, „Каблук“, „Москвич“, „Пирожок“, „Шиньон“, „Сапог“, а также „Маргарин“ и „Маскарад“. Хэтчбек Иж-2126 „Ода“, вставший на конвейер в 1990 году, нередко называли „Орбитой“ и „Орбитом“.

Дело в том, что такое название изначально планировалось самим автопроизводителем, но нигде не фигурировало из-за товарного знака „Orbit“, который уже был зарегистрирован за рубежом — так назывался концепт-кар компании ItalDesign.

„Москвич“

Самые первые Москвичи, — 400 и 401-й — носили народное имя „Хоттабыч“. „Москвич-402“ (выпуск начат в 1956 году) и Москвич-407 называли „Стилягами“. Седан Москвич-412, случалось, именовался „Барсиком“. Москвич — 21406 — „Колхозником“. Хэтчбек же АЗЛК-2141 и его многочисленные модификации как только не называли.

К примеру, АЗЛК 2141 „Святогор“ удостоился титулов „Космич“ (по созвучию с „москвич“) и шутливого звукоподражательного наименования „Азылк“.

Экспортный вариант с официальным названием „Алеко“, разумеется, переиначили в „Калеку“ и „Бандерлога“. А когда вместо двигателя ВАЗ-2106 на „Святогор“ начали устанавливать 2-литровый мотор Renault, нашлось и подходящее название — „Реногор“. Удлиненную версию АЗЛК 2141 „Князь Владимир“ звали „Длинный“ и „Вовка-морковка“.

Грузовики и автобусы

А вот еще несколько распространенных кличек для популярного советского транспорта покрупнее. РАФ-2203 — это, конечно же, „Рафик“, „ГАЗель“, „Кибитка“. „КамАЗы“ известны под прозвищами „Татарин“ (завод находится в городе Набережные Челны, одном из крупнейших городов Татарстана) и „Пьяная лошадь“.

ЗИЛ-133 именовали „Щукой“, ЗИЛ-157 сравнивали с „Топором“ и „Колуном“ и за характерный цвет — с „Крокодилом“. ЗИС-151 прозвали „Утюгом“ за то, что он часто застревал.

„КРАЗы“ звали „Лаптями“, автобус ПАЗ-3201 — „Пазиком“, автобус ЛИАЗ-677 — „Сараем“ и „Скотовозом“, импортный, но как бы до боли наш „Икарус-280“ — „Гармошкой“ и „Колбасой“, народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ „Кабан“, Бычок».

Опубликовала    09 мар 2022
0 комментариев

Похожие цитаты

Русские на сдаются

Крылатая фраза «Русские не сдаются!» облетела весь мир еще в годы Первой мировой войны. Во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода — 190 дней!

Немцы применили против защитников крепости все новейшие оружейные достижения, включая авиацию. На каждого защитника пришлось несколько тысяч бомб и снарядов. Сброшенных с аэропланов и выпущенных из десятков…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  18 июл 2012

Это не Россия встает с колен. Это СССР вылезает из гроба.

Опубликовала  пиктограмма женщиныАнгария  21 мар 2014

Вспомните время, когда Горбачев,
в СССР у власти…
Сгинуть Союз сильный обречен,
в Американской пасти…

Вроде «дружили» мы с США,
и президент пел «байки»,
Позже узнали, как мир крушат,
нелюди подлой шайки…

Премию мира себе засунь,
в то, куда всех вогнал ты,
Предал тогда Горбачев страну,
ради чужой Атланты…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛИКА-БУНТАРКА  11 авг 2014