Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

Она не была красавицей в общепринятом смысле этого слова. Но обладала той магнетической внутренней красотой, которая заставляла мужчин терять голову. Её любили все — от рыночных торговцев до первых лиц государства, перед её талантом преклонялись выдающиеся мастера театра и кино. Актриса широчайшего диапазона, она блистала и в дурашливых комедиях, и в серьёзных философских драмах. Она умела играть одним лишь взмахом ресниц, а её глубокий, пронзительный, всегда немного грустный взгляд таил в себе силу женщины, ради любви готовой свернуть горы.

Софико Чиаурели родилась 21 мая 1937 года в Тбилиси, на Горе Раздумий, — именно там её отец сделал предложение матери, пообещал ей построить на этом месте дом и сдержал обещание. Родители Софико были известными творческими людьми. Отец — кинорежиссёр Михаил Чиаурели, любимец Сталина, неизменный тамада на кремлёвских пирушках, человек весёлый, обаятельный, эрудированный и разносторонний. Мать — Верико Анджапаридзе, потомственная аристократка, одна из самых титулованных трагических актрис ХХ века. Верико ненавидела Сталина, сама едва не попала под каток репрессий, часто ругалась с мужем из-за его заискиваний перед вождём, а на склоне лет снялась в главном антисталинском фильме эпохи Перестройки — «Покаянии» Тенгиза Абуладзе, где её героиня, дряхлая, но мудрая старушка, произносит сакраментальную фразу: «Зачем нужна эта дорога, если она не ведёт к Храму?»

Софико росла в большой шумной семье — в доме Чиаурели постоянно гостили родственники, друзья, и даже в годы войны, пригласив эвакуированных Немировича-Данченко и Книппер-Чехову, отец умудрился устроить грандиозное застолье.

Девочка скучала по родителям — отца постоянно вызывали в Москву, мать почти всё время проводила в театре. Софико даже поклялась, что никогда не станет актрисой — предоставленная сама себе, озорная и непоседливая, она лазила по деревьям, играла в мальчишеские игры и мечтала освоить благородную профессию врача.

У Чиаурели жили дети актрисы Наты Вачнадзе, подруги Верико, погибшей в автокатастрофе. В своего ровесника Георгия Шенгелая, сына Наты, Софико без памяти влюбилась, и когда он отправился в Москву поступать во ВГИК, последовала за ним. Оба поступили — Георгий на режиссёрский факультет, Софико на актёрский. В 1956 году они вместе снялись в ленте Резо Чхеидзе «Наш двор», сентиментальной драме, насыщенной уникальным колоритом Тбилиси. Получивший несколько фестивальных наград, фильм открыл миру такое удивительное явление, как грузинский национальный кинематограф, а Софико проснулась знаменитой. Ей, «зелёной» студенточке, назначили высшую актёрскую ставку — 500 рублей (даже мать Верико Анджапаридзе, народная артистка СССР, получала 350). Популярнейший в Советском Союзе индийский актёр Радж Капур направил Софико поздравительную телеграмму, в которой не скупился на комплименты.

Софико с Георгием сыграли свадьбу, она родила ему двух сыновей — Нико и Сандро, стала активно сниматься в кино, в частности у отца, и играть в Театре им. К. Марджанишвили, где почти всю жизнь проработала её мать (позже у Софико был непродолжительный «роман» с Театром им. Ш. Руставели, но потом она опять вернулась в родные пенаты).

В конце 60-х у Софико был новый взлёт кинематографической карьеры, и всё благодаря двум мужчинам. Великий Параджанов, назвавший Софико своей музой, снял её в притче «Цвет граната» и дал целых шесть ролей — как женских, так и мужских. А ещё её наконец-то пригласил в свой фильм её кузен Георгий Данелия — будучи на восемь лет старше, он всегда видел в сестре Софико чумазую и сопливую девчонку, с которой ему когда-то доводилось нянчиться. Ироничная драма «Не горюй!», где партнёрами Софико выступили Вахтанг Кикабиздзе, Ия Нинидзе, Баадур Цуладзе, Анастасия Вертинская, Евгений Леонов, Сергей Филиппов, Фрунзик Мкртчан и многие другие прославленные актёры Грузии и других республик Советского Союза, по сей день считается одним из самых любимых «народных фильмов» на всём постсоветском пространстве.

А спустя несколько лет Софико снялась у мужа в романтическом мюзикле «Мелодии Верийского квартала» — ей досталась роль прачки Вардо, которая влюбилась в одинокого отца двух талантливых девочек и решила оплатить их учёбу в школе танцев, ради чего пошла на мелкую кражу. Зрители, привыкшие видеть актрису в образе загадочных, мечтательных, порой суровых и волевых женщин, пришли в восхищение от её Вардо — яркой, искромётной, авантюрной, отчаянной и бесшабашной. Чиаурели признавалась, что это одна из её любимых ролей — наряду с сумасшедшей бродяжкой Фуфалой из «Древа Желания» Абуладзе, журналисткой Софико из «Нескольких интервью по личным вопросам» Ланы Гогоберидзе и Алисой Постик из «Ищите женщину» Аллы Суриковой.

О новогоднем комедийно-мелодраматическом детективе «Ищите женщину» стоит сказать особо. Чиаурели играет секретаршу Алису — взбалмошную и страшно болтливую женщину средних лет, которая из-за отсутствия собственной личной жизни обожает сплетничать и быть в курсе всех офисных интриг. В то же время мадмуазель Алиса необычайно проницательна и смекалиста, а её «глупая дамская трескотня» («между 34 и 35 годами я прожила 10 прекрасных лет», «при хорошей женщине и мужчина может стать человеком») полна здравых суждений, которые в итоге помогают раскрыть запутанное преступление.

Основным партнёром Софико был Леонид Куравлёв, её однокурсник и старый приятель. На площадке царила тёплая и дружеская атмосфера, а Софико взяла шефство над тогда ещё молодыми и нахальными Александром Абдуловым и Леонидом Ярмольником. Как-то раз Ярмольник в шутку поинтересовался у Софико: «Я знаю, чем отличаются горцы от кавказцев. А чем отличаются женщины-горянки?» Та мгновенно поставила его на место: «Тебе прямо сейчас показать?» Да, в жизни она была резковата и остра на язык — всё из-за необузданного южного темперамента, неиссякаемой энергии, принципиального неприятия несправедливости.

Софико была женщиной твёрдой, но предельно тактичной, открытой, всегда стремившейся к общению. Об её гостеприимстве в Тбилиси ходили легенды — могла до отвала накормить любого, хоть случайного прохожего. Однажды решила открыть кафе, но тут же прогорела — разве можно брать деньги с голодных людей, да ещё с добрых друзей и преданных поклонников? На вопрос иностранных журналистов о житье-бытье, не моргнув глазом, рассказывала, как много у неё автомобилей, яхт и вилл, а сама собственными руками ремонтировала своё единственное жилище. Она умела готовить, шить, столярничать, всегда с удовольствием что-то чинила, мастерила, рисовала, сочиняла, лихо водила машину, живо интересовалась всем, что происходит в её квартале, в городе, стране, мире.

Несколько лет Софико даже была депутатом Верховного Совета СССР. Однажды она подошла к самому Брежневу и попросила не разрушать древний грузинский монастырь, на месте которого планировалось построить военную базу. Софико упрашивала всесильного генсека так эмоционально, что Леонид Ильич растрогался, поцеловал уже начавшую реветь Софико и пообещал исполнить любое её желание.

С актёром и спортивным комментатором Котэ Махарадзе Софико познакомилась на спектакле, который поставила её мать Верико, к тому времени ставшая художественным руководителем Театра им. К. Марджанишвили. Сказать, что это был страстный роман — не сказать ничего. Их влекло друг к другу с такой силой, что они и дня не могли прожить порознь. А ведь оба к тому моменту были уже не молоды, у обоих счастливые семьи, дети… Когда Котэ комментировал футбольный матч, он произносил зашифрованное послание для Софико, где и когда он будет её ждать, — и по окончании матча они неслись в объятия друг друга. И страдали оттого, что не могут быть вместе всегда и везде.

Первым не выдержал Котэ — сказал, что, если Софико не согласится выйти за него замуж, он себя убьёт, немедленно бросившись с обрыва в глубокий овраг. Софико пролепетала, что она ещё не готова к такому шагу, а Котэ взял и прыгнул в овраг! Софико — за ним! Вместе они кое-как выползли из оврага, и с тех пор больше не расставались. В 1980 году они поженились, а друзья подарили им на свадьбу настоящий корабельный якорь, большой и чугунный, как символ надёжного пристанища и семейного благополучия.

Они с Котэ жили как в сказке — душа в душу, нежно и трепетно любя друг друга. В середине 80-х Чиаурели сыграла ещё в одной полюбившейся зрителям ленте — комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Она исполнила роль Валерии, сожительницы главного героя, жулика и афериста (его играл Александр Ширвиндт). В её Валерии легко узнаётся и прачка Вардо, и бродяжка Фуфала, и Алиса Постик.

Единственная из советских актрис, семь раз удостоенная приза «За лучшую женскую роль» на международных фестивалях, в 90-х Чиаурели стала отдаляться от кинематографа, и все силы отдавала сцене. После смерти матери она прямо в своём доме обустроила театр одного актёра, который назвала «Верико».

В начале нового века Махарадзе стал часто и тяжело болеть. Чтобы взбодрить мужа, Софико решилась прыгнуть с парашютом — прямо на пляже, на глазах у изумлённых и восторженных туристов. Затея была опасной и рискованной — ведь к тому моменту 65-летняя Софико набрала сто килограммов веса, в чём не стеснялась признаваться. Но ради любви пойдёшь и не на такое…

В декабре 2002 года во время футбольного матча между сборными Грузии и России на стадионе погас свет. Игру пришлось остановить, болельщики стали выкрикивать в адрес друг друга грязные оскорбления. У комментировавшего матч Махарадзе от стыда и досады случился инфаркт. Через неделю легендарного комментатора не стало. А тот банальный технический сбой оказался мистическим предзнаменованием куда более серьёзного конфликта между двумя государствами.

Во время траура по мужу Софико выступила с моноспектаклем «Любовная отповедь», в котором признавалась в любви к Махарадзе и размышляла о счастье, горе, жизни и судьбе. Её последней работой в кино стала небольшая роль соседки в драме Марии Саакян «Маяк» о войне на Кавказе. Софико с нестерпимой болью переживала обострение отношений между Грузией и Россией, заклинала простых граждан обеих стран не слушать рассорившихся политиков, не вестись на пропаганду в СМИ, не верить, что русские и грузины могут хоть когда-нибудь стать врагами… Постоянное нервное напряжение подстегнуло дремавший рак. Её лечили лучшие врачи Грузии и Европы, но оказались бессильны. 2 марта 2008 года Софико Чиаурели умерла в своём доме в Тбилиси, на Горе Раздумий — в доме, в котором прожила всю жизнь.

В день похорон город погрузился в траур — остановился транспорт, закрылись магазины и увеселительные заведения, все жители высыпали на улицу, разговаривали шёпотом, многие не скрывали слёз. Гроб с телом Софико пронесли на руках через весь Тбилиси. Похоронили её в пантеоне Дидубе рядом с мужем Котэ Махарадзе. Через три дня было принято решение назвать одну из тбилисских улиц в честь любимой актрисы всей Грузии — Софико Чиаурели.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныMY SPACE  09 янв 2022
4 комментария

Похожие цитаты

Истинно великие люди не болтают и не толкаются в толпе — они плывут одни в своих лодочках по тихим протокам.

Опубликовала  пиктограмма женщиныMarol  05 янв 2014

«Моя боль может быть причиной чьего-то смеха, но мой смех никогда не должен быть причиной чьей-то боли»
Чарли Чаплин

Опубликовал  пиктограмма мужчиныJenyaPoli  20 окт 2021

Величие

При общении с поистине великим человеком, каждый чувствует себя значимым.
И даже -- я…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБуддах22  10 дек 2021