Место для рекламы

«Ты уверяешь, Сократ, что ищешь истину, — так вот тебе истина: роскошь, своеволие, свобода — в них и добродетель, и счастье (разумеется, если обстоятельства благоприятствуют), а все прочее, все ваши звонкие слова и противные природе условности — вздор ничтожный и никчемный!..

Что такое прекрасное и справедливое по природе, я скажу тебе сейчас со всей откровенностью: кто хочет прожить жизнь правильно, должен давать полнейшую волю своим желаниям, а не подавлять их, и как бы ни были они необузданны, должен найти в себе способность им служить (вот на что ему мужество и разум!), должен исполнять любое свое желание».

Какая же сила заставляет подавлять, обуздывать эти желания? Презренная толпа, сковывающая свободу человека цепями условностей! И разорвать эти цепи можно только поднявшись над толпой, провозглашает наш Калликл в истинно арийском духе. «Обычай объявляет несправедливым и постыдным стремление подняться над толпой, и это зовется у людей несправедливостью. Но сама природа, я думаю, провозглашает, что это справедливо — когда лучший выше худшего и сильный выше слабого». Закон самой природы не совпадает «…с тем законом, какой устанавливаем мы и по какому стараемся вылепить самых лучших и решительных среди нас. Мы берем их в детстве, словно львят, и приручаем заклинаньями и ворожбою, внушая, что все должны быть равны и что именно это прекрасно и справедливо. Но если появится человек, достаточно одаренный природою, чтобы разбить и стряхнуть с себя все оковы, я уверен: он освободится, он втопчет в грязь наши писания, и волшебство, и чародейство, и все противные природе законы, и, воспрянув, явится перед нами владыкою, бывший наш раб, — вот тогда-то и просияет справедливость природы!»

Итак, по Калликлу, высшее благо и счастье — неограниченная свобода удовлетворения любых желаний. Природная справедливость заключается в том, что это благо достается сильнейшему, повелевающему толпой, — т. е. властителю. В чем же состоит специфическая сила, позволяющая обрести такую власть? Времена, когда для этого было достаточно большой дубины, уже прошли, а новые времена, когда специфическим средством для этого станет капитал, еще не наступили. Дело происходит в Афинах, городе-государстве свободных и равноправных граждан (рабовладельцев!). Борьба за власть здесь разворачивается на поприще Закона — в форме «состязаний» ораторов в народном собрании, в совете, в судах… Средством захвата власти оказывается форма деятельности афинского законодателя: знание рычагов государственного управления, психологии демоса, владение ораторским искусством. Поэтому совершенно не случайно афинским аристократам в отличие от персидской знати пришлось, отставив в сторону учителей фехтования, броситься в объятия высокооплачиваемых учителей мудрости типа софиста Горгия. Победа или поражение в народном собрании сплошь и рядом становились вопросами жизни и смерти, не говоря уже о потере имущества и изгнании.

В пылу полемики Калликл, сам того не замечая, совершает двойную подмену своего идеала. Сначала на эту роль был предложен аттический вариант «белокурой бестии» с его абсолютным благом — элитарной свободой. Этот романтический герой был вытеснен идеалом могущественного правителя, благо которого — неограниченная власть. Наконец, его сменил идеал прагматического политика — афинского государственного мужа. Для него уже ораторское искусство, т. е. «способность убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в народном собрании, да и во всяком ином собрании граждан» составляет «поистине величайшее благо, которое дает людям как свободу, так равно и власть над другими людьми… в своем городе». За этим стоит, как нетрудно догадаться, двукратная подмена цели-идеала средствами ее достижения.

Опубликовал    29 дек 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

• Любят все, но мучатся не в равной мере; есть такие, которые мучатся особенно. Их-то и называют любящими.
Платон.

Чем сильнее чувства, тем мощней страдания. Как мясорубка, которая переламывает кости, жилы, мясо, убивая душу.

© Платон 110
Опубликовала  пиктограмма женщиныВиола ватт  10 мар 2013

Предатели предают прежде всего себя самих.

© Платон 110
Опубликовала  пиктограмма женщиныExtasy  07 июн 2013

Наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев.

© Платон 110
Опубликовала  пиктограмма женщиныfeola  21 дек 2015