Место для рекламы

Как снимался фильм «Ворошиловский стрелок»

Эта работа Станислава Говорухина, по мнению многих критиков, является одной из лучших российских картин. Тем не менее после выхода фильма были даже призывы запретить его прокат
Книга, по которой позже был снят фильм, была основана на реальных событиях. Дмитрий Данилов отомстил преступникам, которые изнасиловали его девушку, и в итоге был осужден на пятнадцать лет. Позже его историю рассказал в своей книге «Женщина по средам» известный автор детективов Виктор Пронин. Ну, а Станислав Говорухин творчески переработал изначальный материал.

Когда Говорухин приступал к съемкам фильма, он уже знал: главную роль — пенсионера Афонина — будет играть только Михаил Ульянов. Правда, как рассказывал позже режиссер, на него в свое время обиделся Георгий Жженов — увидев фильм, тот посчитал, что это была бы его роль. «Он меня потом долго донимал: „Ах, моя роль, моя роль! Ну почему же ты меня не пригласил?“ Наверное, Жженов был бы хорош. Но лучше Ульянова никто бы это не сделал, потому что держится все на этом старике».

Роль внучки Афонина досталась молодой актрисе Анне Синякиной, которую Говорухин заметил и отметил в фильме Карена Шахназарова «День полнолуния» (там она играла эпизодическую роль девушки по вызову). У Анны была серьезная конкурентка в лице Юлии Началовой. Она тоже участвовала в кинопробах, и именно эти две претендентки и вышли на финишную прямую. Обе не являлись актрисами — учились в Гнесинке, — и внешне девушек можно было отнести к одному типажу. Поскольку сам Говорухин, а также худсовет так и не решили, кто из них лучше, то право выбора Станислав Сергеевич отдал Ульянову. И тот предпочел именно Анну Синякину. Хотя на пробах она показала себя не очень-то достойно. У Анны никак не получалось заплакать. Но Ульянов умело сгладил ситуацию, поддержав юную актрису.

«Помню, когда я зашла, Ульянов сидел, разместившись в креслице. Такой хороший, что сразу захотелось к нему подойти, рядышком сесть. Мы начали работать, — рассказывала в одном из интервью Анна. — Для проб взяли сцену, когда внучка, после того как ее изнасиловали, приходит домой и ее встречает дедушка. Меня просили плакать на пробах. Делали несколько дублей. Первый раз я заплакала, а второй и третий — не смогла. Все — ступор, режиссер ругается: «Ты ничего не мо-о-ожешь!» И вдруг Ульянов говорит: «Вы знаете, а я тоже никогда сам не плачу».
Позже Анна рассказывала, что во время съемок она сама вдруг поверила, что Ульянов — ее дедушка: настолько он ее опекал и огораживал от всех невзгод, параллельно тихонько обучая актерской профессии.

Поскольку на момент съемок Анна была несовершеннолетней, вместо нее в обнаженных сценах снималась дублерша. Точнее, сама Анна попыталась войти в кадр без одежды, то так застеснялась, что было принято решение пригласить другую девушку.

А вот бравая троица — Марат Башаров, Алексей Макаров и Илья Древнов — во всех сценах снимались сами. Даже когда у героя Башарова взрывается от выстрела бутылка шампанского между ног. Режиссер настойчиво советовал прибегнуть к услугам каскадеров, но Марат был непреклонен: «я сам».
Кстати, на тот момент Марат Башаров встречался со своей будущей супругой Лизой, поэтому привозил ее на съемки. Так совпало, что в день рождения Лизы как раз снимали сцену изнасилования. Поэтому Марат даже сочинил стихи для любимой: «Ты, Лиза, прости, попытайся помиловать, / Да, он пытался ее изнасиловать, / Разбитая морда — тому доказательство. / Но есть и смягчающее обстоятельство, / Чтоб жизнь не испортили слухи нам, / В кино он снимался у Говорухина».

Эти съемки были у Марата Башарова не первыми — до этого он уже успел засветиться в «Сибирском цирюльнике». А вот Алексей Макаров и Илья Древнов в кино еще не снимались. Так, Макаров те съемки вспоминает как нечто невероятное. В силу своей неопытности, по словам Алексея, он вел себя словно «свинья в алгоритмах». Год назад, когда ушел из жизни Станислав Говорухин, актер поделился своими воспоминаниями со съемок. «В дипломе ГИТИСа было написано: артист драм. театра и кино. Это было полуправдой. В съемочном процессе я не понимал ничего. Только мешал всем. И первый урок в первый же съемочный день в первом же дубле мне преподал Говорухин. Башаров, Древнов и я в живописных позах раскинулись на балконе, исполняя роль в меру своих способностей. Дубль был прерван возгласом Мастера: «Макаров!» Я похолодел: «Да, Станислав Сергеич…» — «Ты сейчас камеру видишь?» — «Нет…» — «Так и она тебя не видит!» И я сразу понял, что меня ждет много новых открытий. Это было прекрасно.
А в обеденный перерыв он, щурясь из-за дымящей трубки, по-свойски, на равных предложил пойти посоревноваться на турнике, кто больше подтянется. Я благоразумно отказался, понимая, что без шансов. Как и выиграть у него в шахматы».

Из всей троицы самым застенчивым был Илья Древнов. Ассистенту по актерам приходилось детально рассказывать ему тонкости съемок.
«Илья Древнов больше всех нервничал по поводу этой сцены, — вспоминает Анна Синякина эпизод с изнасилованием ее героини. — А наш оператор Геннадий Энгстрем, большой шутник, запугивал его: «Тут мы поставим кресло и снимем тебя со спины голого». И Илья велся: «Нет. Это невозможно». Так что все было не очень просто».

После премьеры фильма все «насильники» еще долго не могли спокойно ходить по улицам. «Иду я однажды по Мосфильмовской улице, навстречу мне женщина. И эта женщина смотрит на меня, смотрит, а потом разворачивается и плюет с таким выражением лица, что понятно: я ей неприятен», — вспоминал как-то Алексей Макаров.
Все три актера позже не раз признавались, как непросто им было перевоплотиться в свои персонажи. А вот оператор фильма Геннадий Энгстрем в одном интервью серьезно припечатал эту троицу.

«По-моему, ребята в «Ворошиловском стрелке» в какой-то мере сыграли самих себя, — поведал он. — Я с ними на съемках особенно не общался, некогда было. Но потом с Лешкой Макаровым работал на других картинах. Он замечательный артист, но в быту я порой узнавал в нем типа из «Ворошиловского стрелка». В том смысле, что натура у него агрессивная. И, глядя на него, думал, какой Станислав Сергеевич молодец, как точно его выбрал. Илюшка Древнов отличный актер, такой хорошей советской школы — типа Олега Даля. Марат Башаров, мне кажется, в жизни достаточно циничный. Ну и замечательно, что есть такие артисты — с такими характерами и личностными проявлениями».

Сам фильм снимался в Калуге. Никаких декораций не строилось: удалось ограничиться реальными интерьерами. Для многих сцен приглашались местные жители. В перерывах между кадрами Говорухин постоянно играл в шахматы, которые были одной из декораций. Причем если он не выигрывал, то вся съемочная группа ждала, когда он наконец поставит шах и мат очередному партнеру.

Многие сцены снимались в реальных квартирах, жителей активно задействовали в массовке, а ряд ярких эпизодов сыграли артисты калужскихих театров.

Вспоминает Вячеслав Голоднов:
— Я только вернулся домой с дачи, хотел зайти в душ, и тут раздался звонок: «Мы снимаем фильм «Ворошиловский стрелок», вас Говорухин Станислав Сергеевич хочет видеть, вы можете подойти?» Я пришёл, познакомились. Говорухин сказал, что есть для меня небольшая ролька. У меня как раз в ТЮЗе был отпуск, а тут месяца полтора съёмок с утра до вечера.
Им нужен был какой-то человек, такой «дворовый мужичок», который суётся во все дырки, и меня порекомендовали знакомые ребята, сказали, что типаж подходящий. Персонажа придумывали буквально на ходу: много импровизировали, добавляли свой текст, и в итоге из сцены на 2−3 слова получился нормальный колоритный эпизод.

Изначально мой персонаж был безымянным, но мы быстро придумали ему кликуху — Слава Скарлатина. Играть приходилось практически с листа, возможности делать по много дублей не было. И к тому же у фильма был очень чёткий хронометраж — 1,5 часа. А наснимали мы много, так что некоторые сцены не вошли в окончательный монтаж. Например, у меня был эпизод, когда Скарлатину допрашивал герой Пороховщикова. Это было после того, как взорвался автомобиль, и полковник подозревал, что бомбу мог заложить Славка, который незадолго то того лазил под машиной. Кстати, после этого взрыва меня даже посвятили в каскадёры, поставили ритуальный стакан водки.
С актёрами мы как-то сразу сдружились. В перерывах травили анекдоты, атмосфера очень приятная была. Хотя сначала у меня был некоторый пиетет к известным актёрам — Гармашу, Пороховщикову и, конечно же, Ульянову, который для меня был почти святым. Но очень быстро все неудобства сошли на нет, когда Ульянов похлопал меня по плечу и сказал: «Слава, да брось ты всё это, мы же одной крови!» А потом он даже пригласил меня на свой юбилей в Москву в Дом актёра, у нас там был совместный «капустный» номер. Вообще, после фильма мы поддерживали отношения, созванивались, поздравляли друг друга с праздниками.
С молодыми ребятами — Галкиным, Макаровым, Башаровым — тоже отлично общались. У нас работал в театре Юрий Синякин, а у актрисы, сыгравшей изнасилованную внучку, фамилия была тоже Синякина. Оказалось, что она его дочь, так что мир тесен.
Говорухин пригласил нас всех на премьеру фильма в Калуге. Зал был полон, а после показа Станислав Сергеевич представил публике калужских актёров, и нас встретили аплодисментами. Вообще, встретили кино с восторгом. На малейший жизненный эпизод, на какую-то реплику героя зрители отвечали овациями, как на стадионе. После этого меня стали узнавать. А потом фильм стали постоянно показывать по разным каналам, крутить в автобусах и электричках. Приходилось расписываться и на спичечном коробке, и на деньгах, и на билетах.
Было немного обидно, что не я озвучивал Скарлатину. Я готов был бесплатно приехать в Москву на озвучку, хотелось сделать этого персонажа полностью самому. Но Говорухин извинился и сказал, что на Мосфильме куча людей сидит без работы, так что это для них единственная возможность хоть что-то заработать. Сказал, что прослушал шестерых актёров, прежде чем нашёл более-менее подходящий голос.
В частном доме, где по сюжету жил участковый, был сад. И вот как-то я в образе Славки Скарлатины захожу туда за яблочком и вдруг слышу шёпот из кустов: «Земляк, иди сюда! Ты болеешь, наверное, выпей.» И достаёт из портфеля стакан. Я отказываюсь, впереди ведь съёмки. Говорю, что очень жарко, не могу. А он в ответ: «Мы тебе полбутылочки под лопушком оставим, ты здоровьице вечером поправь». У меня чуть слёзы на глаза не навернулись, думаю: «Господи, не дадут помереть, спасут добрые люди, какой бы ты не был» (смеётся).

Вспоминает Роза Якимова:
— Главным режиссёром нашего театра в то время был Александр Борисович Плетнёв. Ему предложили выбрать несколько актёров и двух актрис: одну помоложе на роль медсестры и более взрослую для роли тёти Маши Артёмовой, хозяйки квартиры, из которой стрелял Афонин. В результате медсестрой стала Лена Соколова, а образ тёти Маши достался мне.
Во время первой встречи Говорухин сделал мне замечание: «Много краски». И в фильме я была почти без грима, никаких подводок и помад. Для меня нашли простенькие платье и кофту, на голову повязали косынку, а в руки дали небольшой саквояж. Я должна была напоминать дачницу, только что вернувшуюся со своего участка.
Очень большое впечатление на меня произвёл Михаил Ульянов. Своим мастерством, отдачей в роли, умением в одну минуту собраться. Он не играл, а жил, это и нас окрыляло, давало стимул искать собственные живые краски.

Я очень благодарна Станиславу Сергеевичу Говорухину. Это большой мастер, настоящий человек искусства: трепетный, глубокий, эрудированный. Необычайно талантливая личность.
Экранного времени у меня было немного. Сцену, где я прихожу за ключами к герою Ульянова, сняли с листа, до этого была только одна репетиция. Потом была ещё сцена обыска. Особых замечаний режиссёр мне не делал, очевидно, моя игра ему нравилась.
Хочется отметить ассистента Говорухина Татьяну Талькову. Я ещё тогда удивилась, что у неё фамилия, как у известного певца. А сама Таня из скромности не говорила, что на самом деле была вдовой Игоря Талькова.
Здорово сыграли все наши актёры-мужчины. Конечно, Скарлатина в исполнении Славы Голоднова получился незабываемым. Но и все остальные, игравшие соседей за шахматным столом, были хороши и создавали нужную атмосферу.
Каждый раз, когда попадаю на этот фильм по телевизору, думаю, что не буду смотреть — столько раз ведь уже видела. И каждый раз не могу оторваться от экрана. Это происходит ещё и потому, что трёх актёров, игравших соседей, уже нет с нами. А в фильме они всегда живые и талантливые.

Вспоминает Евгений Сумин:
— Время было голодное, денег не было, а на съёмках можно было поесть и покурить казённые сигареты. Так что фильм нас в буквальном смысле кормил.
Вообще,. кино — это великое сидение. 10 минут съёмок — час перерыва. Просто сидеть скучно, поэтому начинаются разговоры. Так мы начали общаться с Ульяновым, он много интересного рассказал о Вахтанговском театре и его тогдашнем руководителе Петре Фоменко.

А Говорухин в перерывах постоянно играл в шахматы, они стояли во дворе в качестве реквизита. Надо сказать, что играл он мастерски. Сам Станислав Сергеевич даже говорил, что обыгрывал Карпова. Как-то к нему подсел какой-то местный гроссмейстер и выиграл партию. Так Говорухин не начал съёмки, пока не отыгрался.
Как-то Слава (Голоднов) в одной из сцен с шахматами предложил сделать очень странный ход. И Говорухин сказал; «Слава, за такое вообще-то морду бьют». И, подумав, прибавил: «А, впрочем, давайте!»
Вообще, Станислав Сергеевич всегда очень дружелюбно общался с актёрами, не кричал, не ругался. Он вообще отличался абсолютным спокойствием и даже внешней ленивостью, хотя на самом деле всегда прекрасно знал, чего хочет добиться в каждой сцене.

Однако нагрузки у всех были серьезными. На тот момент Говорухин был председателем Комитета по культуре в Государственной думе, поэтому ему нужно было уложиться в два месяца — пока у Госдумы значились официальные каникулы.
Жили все артисты в местной гостинице «Приокская». Самый большой номер был у Говорухина, который каждый вечер зазывал к себе съемочную группу. Поскольку у него была небольшая кухня, то там многие готовили себе еду (в целях экономии суточных). А кадры, как Анна Синякина варит пельмени, даже потом вошли в фильм: Говорухину показалось, что юная актриса делает это очень трогательно.

Судьба картины была непростой. Сразу после премьеры режиссера практически заклеймили за то, что он оправдывает самосуд. «Я был растерян, не ожидал такой реакции, — вспоминал Говорухин. — Михаил Александрович Ульянов тоже очень растерялся. Наверное, думал: «Зачем я в это ввязался?» Но прошло полгода, фильм появился в прокате, и вдруг — совершенно обратная реакция. Особенно старики оценили, они ожили, почувствовали, что есть среди них люди, которые могут отстоять их достоинство. Ульянову приходили мешки писем. Он стал национальным героем — таким маршалом Жуковым в мирное время. Теперь «Ворошиловский стрелок» — моя любимая картина. Я бы сейчас с удовольствием что-то такое же снял. Чтобы ударить по самому больному месту. Хотя это, конечно, ничего не изменит. Ни один фильм мой документальный ничего не дал, не изменил общественную, политическую ситуацию. И после «Ворошиловского стрелка» ничего не изменилось…»

Роль в «Ворошиловском стрелке» стала для Михаила Ульянова знаковой: в то время актер почти не снимался в кино, и можно сказать, что фильм стал самым заметным его проектом в уже довольно зрелом возрасте. Мало того, трагедию старика Афонина Ульянов воспринял как свою личную. В это время у актёра подрастала внучка Лиза — как раз ровесница героини фильма, поэтому он мог представить переживания фронтовика-мстителя. А однажды даже расплакался…

Спустя одиннадцать лет после премьеры фильма не стало Владислава Галкина, сыгравшего участкового Подберезкина.
Карьера других звезд «Ворошиловского стрелка» сложилась по-разному. Алексей Макаров сегодня на слуху. Илья Древнов не снимается так часто, как мог бы. И Анна Синякина тоже появляется на экранах редко. По ее словам, она разочаровалась в кинематографе и не видит себя там. Последняя ее роль на сегодняшний день — Аннушка в «Анне Карениной». Также Анна играла на сцене театра «Школа драматического искусства», однако в последний раз она выходила на подмостки в 2012 году. Чем актриса занимается сейчас, неизвестно. Но в редких интервью она говорила, что категорически не хочет быть знаменитой, чтобы сохранить право на частную жизнь.

https://kino.rambler.ru/movies/42587007-kak-snimalsya-film-voroshilovskiy-strelok/?updated , https://www.kp40.ru/news/culture/53156/

Опубликовала    27 фев 2020
0 комментариев

Похожие цитаты

из книги "Былое без дум" (Борис Поюровский, Александр Ширвиндт)

У Эльдара Александровича Рязанова я снялся в пяти эпизодических ролях, пробовался на две большие и отказался сниматься в одной главной, в «Гараже», где действительно была написана для меня замечательная роль, а я выпускал в театре спектакль «Её превосходительство», и мою замечательную роль замечательно сыграл В. Гафт, что, с одной стороны, замечательно, а с другой — обидно. И всё же пик результативности моих творческих взаимоотношений с Рязановым — это «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Эпизод…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  09 дек 2018

Отечественные актёры, которые трагически погибли на съёмочной площадке

Во время просмотра фильмов зрители часто восхищаются мастерскими трюками, которые проделывают актёры. В наиболее опасных моментах основных актёров часто заменяют профессиональные каскадёры, однако иногда артисты настаивают на самостоятельной работе во всех без исключения сценах. Но иногда актёрам приходится платить самую высокую цену за возможность сниматься без дублёров. В данном обзоре отечественные актёры, которые погибли…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  30 апр 2019

https://www.youtube.com/watch?v=S40gqU3wlUE

Факты и истории со съемочной площадки сериала «Дальнобойщики»

Сериал о приключениях двух напарников-дальнобойщиков начали снимать летом 2000 года под Волоколамском. Специально для съёмок завод КамАЗ выделил два грузовика, и актёры отправились на автодром — учиться водить фуры. Несмотря на приобретение необходимого водительского навыка, большинство сцен снималось не в настоящей кабине КамАЗа, а в её имитации. Копия стояла на платформе, которую возили по дорогам, чтобы снять крупные планы актёро…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  15 сен 2019