Место для рекламы

Гарем с усами и короткие юбки мусульманок.

Держал ли иранский шах гарем с усами: Миф и правда о популярных фотографиях

Фотографии странных полных и усатых женщин в восточных головных уборах и коротких пышных юбочках дважды всколыхнули русскоязычный интернет. Первый раз они были подписаны, как жёны иранского шаха, и вызвали удивление тем, что шаха явно устраивала их внешность (а также тем, насколько нескромно они одеты). Второй раз они были представлены как враги шаха, которых тот заставил изображать женщин в качестве позорного наказания. Где же правда?

Очарованный балетом

Вот как звучит версия, называющая усатых женщин с голыми ногами жёнами шаха. Насер ад-Дин, четвёртый шах из Каджарской династии в Иране, посетил по приглашению русского царя Александра II Санкт-Петербург. Ему устроили полную культурную программу, в том числе — показали балет. Балерины в пышных пачках совершенно очаровали шаха, и, вернувшись, он велел своим жёнам носить только короткие пышные юбочки. Жёны же оставили за собой право всякой честной мусульманки покрывать волосы.

Главное для мусульманки: носить платок.

Понравилось шаху и такое достижение прогресса, как фотоискусство. Шах научился фотографировать, а потом проявлять и печатать фотографии и немедленно принялся фиксировать свой гарем прямо в балетных юбочках — несмотря на то, что мусульманам-шиитам запрещалось в какой-либо форме создавать изображения людей. Так что фотографий усатых женщин после него осталось много-много сотен. Больше никто их фотографировать не мог: во-первых, в гарем фотографа не пустили бы, это же гарем, во-вторых, кругом было полно мусульман-шиитов, им всем было нельзя.

Кроме балетных пачек, жёны шаха научились также носить милые белые носочки с цветной каёмочкой, которые для России тоже были в новинку — они предназначались специально для занятий спортом. Надо сказать, несмотря на нелепость одеяния, все жёны шаха в кадре выглядят очень уверено, стоят, сидят и лежат спокойно и с достоинством, что зрителей удивляет особенно. Кроме того, среди фотографий жён очень много групповых, из-за чего некоторые портреты как будто сделаны на выступлении хора или на память о смене в санатории у моря.

Мятежник в женском платье

Сторонники версии, что на фотографиях изображены мужчины, обращают внимание на ряд деталей. Во-первых, действительно, фотографируемые дамы в юбках на многих снимках сидят в точности так, как любой рабочий коллектив — например, театральная труппа. Во-вторых, усы. В-третьих, очень уж уверенно они держатся. В-четвёртых, ни один мусульманин не стал бы снимать лица своей жены, его же тогда все увидят! В-пятых, ни одна мусульманка в своём уме не стала бы ходить с голыми ногами даже дома. Наконец, одна из фотографий тиражируется с подписью «принцесса Анис», а анис — это растение, так что это прозвище, а не имя.

Кто же тогда изображён на популярных снимках, по этой версии? Прежде всего, актёры театра, который завёл себе шах после того, как побывал в Санкт-Петербурге. Поскольку в Иране играть на сцене женщина не могла бы, то женские роли доставались мужчинам. Так что это именно мужчины бегали по сцене в коротких юбочках, на радость своему главному зрителю. Усы зрителя совсем не смущали: на Востоке образцом красоты был юноша, так что достаточно было подстригать усы актёрам, чтобы они уже выглядели достаточно привлекательно.

А не мужчина ли на этой фотографии?

Кроме того, в актёрской труппе, изображающей принцесс и прочих жён шаха, вынуждены были играть в качестве наказания схваченные религиозные мятежники. Именно один из них будто бы носил прозвище «Анис». Женская одежда для мужчины в мусульманском мире — традиционный способ унизить врага или преступника. Вот почему у некоторых шахских жён особо непроницаемое выражение лица.
А что думают сами иранцы?

Шах, правитель страны — фигура очень заметная. Он общается с большим количеством народа, как из числа своих подданных, так и разного рода дипломатов из соседних и дальних стран. Не могло так быть, чтобы о гареме в балетных пачках или о религиозных мятежниках, играющих в театре, никто не оставил письменных воспоминаний — это ведь девятнадцатый век, одна из самых богатых на разные мемуары эпох!

Чтобы разрешить загадку фотографий иранок в пачках и платках, стоит узнать, что думали об этом современники.

Шах Насер ад-Дин из Каджарской династии был очень современным для своего региона правителем, хотя для того, чтобы принимать действительно прогрессивные шаги, ему не хватало систематического образования и природной смекалки. Зато он очень активно перенимал из европейской жизни то, что мог. Например, устраивал приёмы для иностранцев, на которых гостей встречала его главная жена. Анис аль-Даула (да, Анис — нормальное мусульманское женское имя; мы же не удивляемся, если видим девушку по имени Роза или Виолетта, хотя эти имена тоже происходят от растений).

Фотографий Анис аль-Даулы сохранилось очень много, далеко не на всех она — в балетной пачке. Анис нравились европейские платья, и она ввела моду на них среди иранских женщин из богатых семей. Живший в то время в Иране русский очевидец описывает Анис как высокую брюнетку с заметными усиками. Усики были не просто нормальны на востоке — считалось, что женщине они придают пикантность, оттеняя яркие губы словно обводкой и показывая, что у неё — страстный темперамент.

Анис была не главной, но самой любимой женой шаха, он считал её умной и красивой, и его гости тоже хорошо отзывались об Анис.

Женщин в пачках из гарема шаха регулярно видели жёны европейских дипломатов, заходя в гости. Некоторое время шах, подобно тому, как Анис помогала принимать мужчин, оставался с гаремом, чтобы любезно принимать женщин. Правда, любезность его не чувствовала стеснённой европейскими правилами, и во время разговора Насер ад-Дин мог кидать через голову собеседницы в окно косточки ягод, которые ел при ней. Через некоторое время шах уходил, оставляя женщин общаться друг с другом.

Так вот, жёны дипломатов отмечали, что гаремные жительницы действительно ходят в пачках. Одно время балетные пачки надевались прямо на голые ноги, но, заметив смущение европеек, иранки стали поддевать облегающие трико разных пастельных цветов: розовые, сиреневые, бирюзовые.

Иранки в балетных пачках не выглядели так уж неприлично, они быстро сообразили закрывать ноги трико.

Если посмотреть внимательно на фотографии из гарема Насера ад-Дина, то можно увидеть, что женщины на них не только торжественно стоят кучкой или по одной, но и часто обнимают детей, пишут что-то своё, перекусывают, курят кальян и так далее. Это плохо сочетается с теорией актёров театра, только переодетых в женскую одежду: на фотографиях явно запечатлена самая обычная, повседневная жизнь.

Кстати, фотоаппарат шаху подарила королева Виктория, когда ему было всего одиннадцать лет. Именно с этого подарка началось увлечение Насера ад-Дина фотоискусством. Женщины были его увлечением номер три, после фотографии и охоты. Только четыре обитательницы гарема имели статус постоянных жён, остальные официально считались временными. Женился шах просто: где бы он ни показался, перед его взглядом все девушки и молодые вдовы в доме должны были предстать с незакрытым лицом. Собственно, так он женился на Анис (имя до замужества у неё было непримечательное — Фатима): она была дочерью мельника.

Всех своих жён шах, естественно, считал красивыми — он ведь и выбрал их за красоту — и не находил в них мужеподобия. Уверенное выражение лица приличествовало им по статусу, полнота считалась желанной, про усики и темперамент мы уже упомянули. Пачки — не единственное, чем шах заставлял услаждать жён свой взор. Он приказал построить в саду горку наподобие детской. С этой горки, растопырив ноги так, чтобы видно было волнующее шаха местечко, прямо к его ногам должны были съезжать голышом жёны, когда у шаха было игривое и страстное настроение провести время с одной из них именно в садочке.

Причуда Насера ад-Дина настолько общеизвестны в Иране, что на эту тему прохаживаются в карикатурах и мультфильмах, и никому из иранцев даже в голову не приходит, что жён шаха можно выдавать за мужчин: несколько десятков фотографий из гарема Насера ад-Дина выставлены официально, как музейная ценность, и на них всегда можно сходить посмотреть. Так что авторы версии про переодетых мужчин просто сыграли на современных европейских предрассудках о том, как может и как не может выглядеть женщина, да ещё супруга монарха, который может себе позволить буквально всё. И позволяет.

Опубликовал    01 янв 2020
18 комментариев

Похожие цитаты

Бариста

Хочу вернуться снова в те края,
Где по-европейски сдержанно и чисто…
Где по-иному люди говорят,
Там варил мне кофе молодой бариста…

Хочу вернуться в жаркие деньки,
В шелест пальм и моря нежную фиесту…
Там люди в обращении легки,
Нету возраста, патетика не к месту…

Хочу вернуться в чувствие любви,
Там, в раю, она пленительно речиста…
А мысли там — безумие лавин!
Я хочу твой кофе… молодой бариста…

Опубликовала  пиктограмма женщиныРимма Хафизова  20 сен 2016

Зелёно-голубое диво...

Зелёно-голубое диво,
Ложиться пеною к ногам,
Притягивая взгляд игриво,
Уносит мысли к дальним берегам.

Туда где экзотические страны,
Доселе не изведанные мной.
Где по пустыням ходят караваны,
Извилистой не видимой тропой.

Туда где пирамиды фараонов,
Гробниц секреты бережно хранят.
Где каменные статуи богов,
Безмолвно на наш мир глядят.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныНиколай Гольбрайх  16 июн 2019