Вы можете иметь на руках аусвайс полноправного гражданина капиталистического государства, но если «Вам государство в принципе ничего не должно», то Вы всего лишь являетесь обладателем «вида на жительство» со всеми вытекающими отсюда обязанностями … и правами.
Обещанного широко развёрнутого отзыва на советский фильм «Вид на жительство» (1972 г. в.), главного героя в котором сыграл начинающий актёр Альберт Филозов, для которого эта роль стала звёздной, увы не получится ввиду насыщенных планов на мой сегодняшний день.
Поэтому вкратце: просмотр этого фильма наслоился у меня на весьма продолжительное (времени свободного крайне мало) поглощение шедевра мировой классики — романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева». Сюжет фильма незамысловат: молодой врач-психиатр из Ленинграда, воспользовавшись туристической поездкой, «выбирает свободу» и жаждет остаться на ПМЖ в сшА. В итоге Ростислав Савельев (главный герой фильма), воспитанный самым социально справедливым и гуманным строем на нашей планете, не может стать «частью чего-то целого» этого бездушного «мира наживы и чистогана».
В итоге вместо желанной «свободы» доктор Савельев сталкивается с полным отторжением капиталистического общества. Потому что как писал Джон Стейнбек в романе «Гроздья гнева»:
«Сколько у тебя есть в кармане, на столько у тебя и свободы».
(финал 12-й главы романа).
Жаль, что очень нечасто советским людям показывали по телевидению этот замечательный фильм, в котором обличается вся инфернальная сучность капитализма, который, если его не уничтожить, неизбежно уничтожит разумную жизнь на планете Земля.