Место для рекламы

Гиперреализм (фотореализм)

Гиперреализм (hyperrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.), направление в изобразительном искусстве последней трети 20-го века, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения.

Гиперреализм — художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении (копировании) действительности. В 1973 Иса Брахот предложил термин «гиперреализм» как мягкий французский синоним слишком жесткого слова «фотореализм».

И в своей практике, и в эстетических ориентациях на натурализм и прагматизм гиперреализм близок поп-арту. Их прежде всего объединяет возврат к сложной фигуративности рисунка и композиции. Магистральным для гиперреализма является точное, бесстрастное, внеэмоциональное воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип автоматизма визуальной фиксации, документализм. Гиперреализм акцентирует механический, «технологичный» характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки, аэрографии, эмульсионных покрытий; цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя излюбленная проблематика гиперреализма — реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, макрофотографический портрет «человека с улицы», создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности. Вместе с тем, наряду с тенденциями «масс-медиатизации» искусства, в гиперреализме присутствует и поисковый, экспериментальный пласт, связанный с усвоением наиболее передовых технологий и приемов фотографии и киноискусства: крупный план, детализация, оптические эффекты, монтаж, полиэкран, авторская раскадровка, съемка с высокой точки и т. д. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств.

Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения, исключить проявление индивидуального почерка художника.

Гиперреализм возник в США в конце 60-х годов и стал заметным событием в мировом изобразительном искусстве. Творчество его адептов в области живописи посвящено достаточно определенной тематике: усеченные рекламные щиты (Р. Коттингэм), брошенные автомобили (Д. Солт), витрины с отражающейся в них городской жизнью (Р. Эст, Р. Гоингз), конные бега (Р. МакЛиэн).

Гиперреализм выступает антитезой концептуализму, не только порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации художественного концепта. Художественный опыт гиперреализма явился предтечей неомодернизма в живописи и скульптуре. Ряд его приемов стал органической частью постмодернистского художественного языка. Так, «навязчивый реализм» (М. Леонард, Б. Джонсон, С. Холи) сочетает традиционную натуралистическую технику с современными кино-, фото-, видеоприемами воздействия на зрителя, эффектами виртуальной реальности: гипнотически жизнеподобные детали в сочетании с нулевым градусом интерпретации создают атмосферу солипсистской замкнутости личности на фоне самодостаточной вещности мира.

Почти тридцать лет спустя, после появления этого направления в живописи и скульптуре, термин «гиперреализм» стали использовать для определения творчества новой группы художников. Современный гиперреализм основывается на эстетических принципах фотореализма, но в отличие от последнего, не стремится буквально копировать повседневную реальность. Объекты и сцены в гиперреалистичной живописи детализированы, чтобы создать яркую иллюзию реальности. Художники, работающие в жанре и стилистике гиперреализма: Бернардо Торренс (Bernardo Torrens), Мэл Рамос (Mel Ramos), Скотт Прайор (Scott Prior), Уилл Коттон (Will Cotton), Жак Боден (Jacques Bodin), Педро Кампус (Pedro Campos), Чак Клоуз (Chuck Close), Жиль Эно (Gilles Esnault), Рон Мьюек (Ron Mueck), Роберто Бернарди (Roberto Bernardi), Чиара Албертони (Chiara Albertoni), Рафаэлла Спенс (Raphaella Spence) и др.

Художники и скульпторы современного искусства. Наиболее известный из скульпторов-гиперреалистов — Джон де Андреа, чьи выполненные в натуральную величину скульптуры исполнены с эротико-иронической холодностью. С ними согласуется физиологизм персонажей-прототипов скульптур Дуэйна Хэнсона, а также гиперреалистическая сексуальная символика мощных фигур атлетического реализма Роберта Грэхема.

Опубликовал    08 авг 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

В природе свет создаёт цвет. В живописи цвет создаёт свет.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  07 июн 2018

Вы любите ли сюр… или Фэнтези в картинках

— Вы любите ли сыр? — спросили раз ханжу.
— Люблю, — он отвечал. — Я вкус в нем нахожу.
(Козьма Прутков)

Шарахнемся от романтического реализма Томаса Кинкейда в совершенно другую крайность — к сюрреализму. Опять же заглянем, что пишут умные люди:

Сюрреализм (от французского surrealisme — буквально сверхреализм) — модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах нашего века. Его создатели — молоды…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  30 ноя 2018

ВАНИТАС

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие, бренность») — жанровая разновидность натюрморта, представляющая атрибуты «бренности земного бытия»: песочные часы, череп, глобус, погашенная свеча, старинный фолиант… Жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежност…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  27 мая 2019