Место для рекламы

Владимир Мулявин: Горькое счастье песняра…

«Песняры» — своего рода явление, у которого нет аналогов ни до, ни после. Уникальный состав ансамбля, мастерство руководителя и создателя Владимира Мулявина, как результат — колоссальная популярность в Советском Союзе и за его пределами. Музыканта и композитора уже нет в живых, но ансамбль по-прежнему востребован. Мечта Мулявина сбылась…

Владимир Мулявин, русский человек, вернувший популярность белорусской народной песне, родился не в Белоруссии, а очень далеко от нее, в Свердловске, 12 января в 1941 году.

В двенадцать лет он начал играть на гитаре и этим зарабатывать себе на хлеб. Играл дома, на улице, около подъездов, в лесу у костра. И не только на гитаре играл — на самых разных инструментах…

В Свердловске же, в детстве, Мулявин в первый раз услышал оперу — «Травиату» Верди. И говорил, что тогда его, маленького, очень долго после спектакля не отпускала одна-единственная мысль: где же такая страна, где так живут люди?

Может быть, в поисках той далекой страны, а может быть, повинуясь присущей всем детям тяге к путешествиям, еще совсем юным Володя Мулявин уехал из Свердловска. Уехал поездом, в нижнем ящике вагона, потому что денег на билет не было. И судьба забросила его в Калининград, в военно-морской флот, где он был «воспитоном» в училище…

А потом — снова Свердловск. Мулявин всегда говорил, как ему повезло с первым настоящим учителем. Это был Александр Иванович Навроцкий, выпускник Харьковского института культуры, замечательный музыкант-педагог.

Он открыл талант юного Мулявина и занимался с ним по шесть-семь часов в сутки. Благодаря ему в 1956 году Мулявин поступил в Свердловское музыкальное училище. Но тогда он уже безумно увлекся джазом и вскоре «за преклонение перед западной музыкой» был с треском выставлен из училища.

Но он был очень талантлив. Вероятно, это понимали педагоги, и вскоре Владимира Мулявина в училище восстановили… В восемнадцать лет он стал профессиональным музыкантом.

Именно тогда он получил приглашение от Белорусской филармонии. Прежде чем приехать в Минск, Мулявин побывал во многих городах. В 18 лет создал свой коллектив в Кузбассе (работали в кемеровской филармонии, примерно 1959/60), затем в Петрозаводске (Карелия) в 1964 году создал небольшую инструментальную группу и даже некоторое время проработал в Оренбурге.

Приехал в Минск — и первое, что его потрясло на вокзале, это слово «МIНСК». Второе потрясение: он оставил свой чемодан на остановке такси, но, вернувшись, нашел его на том же месте!

Мулявин немного поработал в филармонии, а потом его призвали на службу в армию. Служил под Минском, создал в роте вокальный квартет. Потом вместе с Юрой Веденеевым и Мишей Здановичем принял участие в организации ансамбля Белорусского военного округа. Но сам он по своей природе всегда был поклонник фольклора, любил народную музыку, в особенности славянскую. Вот он и начал собирать фольклорные мелодии Беларуси, Украины, России, Болгарии…

Потом в биографии Володи Мулявина был музыкальный взвод в Уручье, Белорусского военного округа, где он играл в оркестре. И там же, в этом оркестре он познакомился с будущими «Песнярами» — Яшкиным, Тышко, Демешко и Мисевичем.

Кумиром Мулявина был Джо Коккер. Он считал его профессионалом экстракласса, владеющим космической энергией. Потом Володе как-то случилось быть на его концерте в Дортмунде, и он рассказывал, как двадцать тысяч зрителей, и он в их числе, полностью были во власти Коккера, во власти музыки!

Он любил Стравинского, Скрябина, Рахманинова, Моцарта. Еще Паркера и Гершвина. Любил Утесова, Ланца, Сметанкину и жалел, что так быстро забыли мы эту замечательную певицу.

И сам Мулявин был музыкантом, что называется, от Бога.

Восемнадцать лет назад в Москве, на знаменитой «Площади звезд» перед ГКЦКЗ «Россия», появился памятный знак народному артисту Беларуси и СССР Владимиру Мулявину. Событие было приурочено к 30-летию ансамбля «Песняры» и 60-летнему юбилею его бессменного руководителя.

Сегодня легендарному белорусскому «Песняру» исполнилось бы 78 лет. Но вот уже шестнадцать лет, как трагически ушел от нас этот удивительный человек, артист редкого таланта. Остались только его песни, претендующие на бессмертие. И наша любовь к нему.

В Минске сегодня можно прогуляться по бульвару имени Мулявина, побывать у дома по улице Беды, 13, где прожил свои последние 20 лет создатель самого популярного советского ансамбля, — там сейчас установлена мемориальная доска.

Книга «Нота судьбы», в которую вошли воспоминания людей, близко знавших неподражаемого белорусского композитора и аранжировщика, и несколько десятков уникальных фотографий, уже стала библиографической редкостью.

За тридцать с лишним лет «Песняров» Владимир Мулявин написал около десяти программ: уникальных, не похожих друг на друга. К сожалению, многие песни и даже целые программы существуют только на любительских пленках либо только в нашей памяти.

Мулявин, не белорус по рождению, просто боготворил белорусского классика Янку Купалу и за свою жизнь сделал несколько программ по его творчеству. Когда ему становилось тоскливо и грустно, он брал томик Купалы и искал в его стихах ответы на тревожащие его вопросы.

Благодаря Мулявину белорусская народная песня обрела вторую жизнь, ее запели не только в Беларуси, но и в России, на Украине, в республиках бывшего СССР и не удивительно, что любовь к песням, созданным Владимиром Мулявиным вышла уже за эти границы.

Авария

В мае 2002 года В. Мулявин попал в автокатастрофу, в результате которой был прикован к постели, проходил курс лечения в Белоруссии, затем при содействии народного артиста СССР Иосифа Кобзона был перевезен в Москву, где в больнице им. Бурденко проходил курс реабилитации.

Появилась надежда, за несколько дней до дня рождения Владимира Георгиевича навестили журналисты и взяли интервью… это было последнее интервью.

— Владимир Георгиевич вы редко бываете в Москве, а Белоруссия сейчас — отдельное государство. Когда вы приезжаете к нам, вы чувствуете себя иностранцем, или для вас все осталось по-прежнему?

— Для всех нас все сегодня такое, как и прежде. Это политики меняют жизнь, а у нас ощущение такое, что когда мы в Москве — мы дома.

— «Песняры» — это культовая группа, вы всегда пользовались у зрителя любовью, славой, неимоверной популярностью. Вы ощущаете на себе эту 'звездность'?

— Я человек скромный. У меня никогда не было звездной болезни.

— Поколение ваших первых слушателей уже в преклонном возрасте. А сегодняшняя молодежь вас слушает?

— Я люблю наблюдать за публикой. Наша аудитория очень широкая — от пятнадцатилетних до глубоких стариков. И это нас очень радует.

— Скажите, а откуда взялась другая группа «Белорусские песняры»?

— Это проделки перестройки. Некоторые наши ребята захотели самостоятельности и отделились. Но меркантильные интересы меня не волнуют. Мне интересно творчество. Я не возмущался по этому поводу. Я всегда знал одно — нам надо работать, ведь лет осталось мало. А жить хочется даже из любопытства.

— Солист 'Песняров' Леонид Борткевич в свое время уехал в Америку. А у вас никогда не было таких мыслей?

— У меня были сомнения на этот счет. Меня не раз приглашали туда. А в 1977 году даже предложили остаться. Я был в Америке и по приглашению Лени, жил у него какое-то время, но для себя понял, что уезжать поздно. Это надо делать лет в восемнадцать, чтобы встать на ноги.

— А если говорить о месте под солнцем — где вам легче всего творится? Какой город самый любимый?

— Я люблю Минск. А Москву не очень люблю. Она не соответствует моему характеру. Москва стала похожа на западный город: в двенадцать ночи у вас ходят люди. А у нас в Минске в десять вечера уже пустые улицы. И поведение вашей публики обязывает жить по вашим законам. А это не по мне.

— Сегодня с развитием шоу-бизнеса, новых групп, новых направлений, музыка шагнула далеко вперед по сравнению с теми временами, когда вы начинали. Современная молодежная музыка как-то влияет на вас?

— Конечно, влияет. Но наши базовые вещи мы сохраняем. Некоторым сегодня не нравится, как мы работаем, что поем. Но мы все равно стараемся придерживаться своего стиля. Для меня все новое — это будто не свою рубашку надел. Нам бы этого не хотелось. А перевернуть все и сделать по-новому — это уже поздно для нас. Надо поддерживать тот профессиональный уровень, с которого мы начали.

— А для души какую музыку слушаете?

— Слушаю западную музыку. Слушаю классику — в ней есть все.

— Во всех ваших песнях очень хорошие стихи. А вы сами не пробовали писать?

— Один раз пробовал. Больше не буду. Не нравится. Я абсолютно по-другому устроен, нежели поэт. Я должен заниматься тем, чем наградил меня Бог. Меня вполне устраивают те поэты, которые пишут для нас. Это и российские авторы, и белорусские.

— Вам больше нравится петь по-белорусски или по-русски?

— Одно время у нас были перегибы и нас заставляли петь по-белорусски. А когда нам приказывали, мы делали наоборот. В искусстве нельзя приказывать. Сегодня мы поем и на одном, и на другом языке.

— Расскажите о своем детстве: как вы учились, росли, как вас воспитывали?

— Я начал заниматься музыкой с четырнадцати лет. Играл сначала на балалайке, затем освоил гитару, потом другие струнные инструменты. Учился я самостоятельно. Маму видел редко. Нас было трое в семье, мама нас воспитывала одна. Было послевоенное время, и развиваться приходилось самостоятельно. Родом же я из Свердловска.

— А как попали в Белоруссию?

— Меня забрали в армию, так я и остался в Белоруссии.

— Какое самое яркое воспоминание детства у вас сохранилось?

— Мама говорила: «Что ты все время бренчишь? Когда делом займешься? Работой?» Однажды ко мне приехал друг и сказал: «Тебе надо работать в оркестре, ты будешь зарабатывать в два раза больше, чем токарь на заводе». Так я стал работать в оркестре, а было мне шестнадцать лет.

Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали первой группой, с которой начался жанр ВИА.

— Владимир Георгиевич, а что вы в жизни еще любите, кроме музыки?

— Я люблю многое и хочу взяться за все. Но нет времени. Я люблю рыбалку. Люблю копаться в саду. У меня дом в деревне. Яблоки растут. На цветы, правда, не хватает терпения. Леня Борткевич ходит по грибы, а я это терпеть не могу.

— Любите ходить на концерты ваших коллег?

— Нет, не люблю. Люблю футбол. Я футбольный фанатик. Всегда болел за минское «Динамо». Сейчас это, правда, слабая команда, но они поднимаются. Я хожу на все матчи. Живьем это увидеть — не то что по телевизору. Здорово смотреть на стадионе — понимаешь сразу, как это тяжело дается людям.

— А театр вы любите?

— Я не могу не любить театр. У меня жена актриса. Мы часто ходим в театры, хотя я некоторые спектакли тяжело выдерживаю. Моя жена — Светлана Пенкина — снималась в кино.

— Расскажите, как вы познакомились.

— Нас познакомил поэт Александр Абрамович Мстиславский, это он 'виноват'. Он участвовал в съемках фильма «Хождение по мукам», и Светлана там играла. Саша передавал через Свету стихи для моих песен, так и познакомились. Через какое-то время мы поженились. Она бросила театр. Занималась с ребенком. Сейчас сын уже самостоятельный — ему за двадцать.

— Чем он собирается заниматься? Не пойдет по вашим стопам?

— Я хотел, чтобы он стал музыкантом, но не получилось. Он закончил музыкальную школу и сказал: «Я никогда в жизни больше не открою крышку рояля». Хотя учился хорошо и сдал все на 'отлично'. Руки у него прекрасные — как у настоящего пианиста. Но он стал компьютерщиком. Он это дело любит фанатично.

— Вы помните, как впервые объяснились Светлане в любви?

— Слов ведь не надо было. По глазам все стало ясно.

— Почему вы именно ее выбрали в жены? Что в ней такого необычного?

— В ней много уникального. Она не похожа на других женщин. Она имеет свой разум, свое мнение.

— А как вы решаете семейные проблемы?

— Все решается в спорах. Но все-таки я чаще уступаю ей.

26 января 2003 года около 8 утра в московской больнице им. Бурденко скончался народный артист СССР, лауреат многочисленных международных конкурсов и фестивалей, кавалер ордена Франциска Скорины (награжден им в 2001 году) Владимир Георгиевич Мулявин.

Прощались с Великим Песняром в Москве 27 января и в Минске 28 января. В Москве многие не успели придти в концертный зал «Россия», так как не знали, что именно в понедельник будет прощание, но те, кто успел, стояли молча по несколько человек в длинной очереди. Пришли и коллеги: Лев Лещенко, Александра Пахмутова, Александр Буйнов, Александр Глызин, Борис Моисеев и многие другие.

А в Минске, казалась, даже погода скорбит — шел дождь, и звучали песни Мулявина, пришедших проститься было так много, что казалось, никакого времени не хватит, что бы попрощаться успели все. Владимир Мулявин покоится на Московском кладбище.

Об этом тяжело говорить, еще тяжелее думать… но благодаря песням Мулявина, он навсегда останется с нами. Пока живем мы, пока живет ПАМЯТЬ о НЕМ…

Леонид Борткевич: 'Мулявин вообще был гений'

«Муля был патологически скромен. Именно из-за этой его скромности в последние годы „Песняры“ очень мало звучали, нигде не светились. Ведь чем скромнее человек, тем меньше он говорит о себе, пропагандирует сам себя.

Мулявин вообще был гений, но он сам не понимал этого, не знал этого, не догадывался об этом. Он ощущал себя самым обыкновенным человеком. Образно говоря, гений одевается в простую одежду. И еще. Гений везде сеет добро. Он все делал для людей. Но так, чтобы люди этого не заметили

Да и звания ему были не нужны. Но именно с этого и начинается художник. Мулявин — это Высоцкий в своем жанре. Он работал на износ, работал всегда. На гастролях все идут на пляж, а он сядет в сторонке, берет бумагу и пишет, пишет, пишет… Отдыхал он мало. Поэтому у него было слабое здоровье. Дважды он перенес клиническую смерть, но врачи возвращали его…»

Личная жизнь

В 1959 году сочетался браком с Лидией Кармальской (работала на сцене в жанре художественного свиста).

В 1961 году у них родилась дочь Марина, а в 1975 году — сын Владимир (умер в 2006 году), в этом же году брак с Л. Кармальской был расторгнут.

Вторично женился на Светлане Константиновне Слизской. В 1976 году у них родилась дочь Ольга.

В 1981 году развёлся со С. Слизской и женился на актрисе Светлане Пенкиной. В 1982 году у них родился сын Валерий.

Старший брат Владимира Мулявина — Валерий — погиб на гастролях в Ялте в 1973 году.

Опубликовал    01 июл 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Тото Кутуньо: "Мужчины - щенки в руках у женщин"

7 июля 1943 года, в городке Фосдиново, что в области Тоскана, в семье Доменико и Ольги Кутуньо, родился сын. Мальчика назвали Сальваторе, а мама в детстве звала его просто Тото…

Детство и юность Тото прошли в Специи. Это портовый город, а отец будущего композитора был военным моряком, влюбленным в море. Неудивительно, что и его детям передалась эта любовь. Так, прежде чем научиться ходить, Тото уже плавал как рыба, а позже, подростком, любил проводить время на пляжах Специи и мечтать о далеких…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  13 мар 2018

Чтобы помнили. Композитор и певец Евгений Мартынов.

Евгений Мартынов — знаменитый советский эстрадный певец и композитор. Бархатный тембр голоса музыканта до сих пор помнит среднее поколение советских людей. Песни «А мамины глаза» и «Яблони в цвету» Евгения Мартынова напевали все, кто хоть раз слышал эти песни. Мелодичные, добрые и чистые, эти композиции дарили светлую радость и желание жить в гармонии с собой и миром.

Евгений Григорьевич Мартынов родился в послевоенном 1948 году. И то, что будущий музыкант родился в мае, когда стояли «яблони в…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  20 апр 2018

Жизнь как КИНО

О феномене Цоя спорят убеленные сединами музыковеды и фаны-тинейджеры, но даже близкие друзья Виктора не могут дать однозначного ответа: чем же он так тронул сердца молодых и что в песнях «Кино» такого особенного…

Он погиб 15 августа 1990 года… Услышав эту страшную новость, тысячи его поклонников потеряли смысл жизни. По всей стране прокалась волна самоубийств, 45 подростков решили уйти вслед за своим кумиром.

На его могиле в течение месяца был разбит палаточный городок. Там п…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  20 мая 2019