Место для рекламы

"Фонтан любви, фонтан живой! Принёс я в дар тебе две розы". А.С.Пушкин.

Легенды Крыма: Бахчисарайский фонтан слёз

Фонтан слёз в Бахчисарае (Сельсибиль) создан иранским мастером Омером в 1764 году в память о рано умершей жене хана Крым-Гирея. Первоначально фонтан был установлен у стены мавзолея Диляры-Бикеч. Мусульманские законы запрещали изображать человека и животных. Поэтому художники широко употребляли язык символов. Фонтан украшен растительным орнаментом, в нише мастер расположил чаши. В верхней части ниши вырезан цветок лотоса из пяти лепестков, символизирующий человеческое лицо. Из середины цветка по капле вытекают «слезы». У подножия памятника мастер Омер изобразил похожую на улитку спираль, что символизирует и печаль, и продолжение жизни. Бахчисарайский дворец и фонтан восхищали многих художников и поэтов: Жуковского, Пушкина, Мицкевича.

Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил, никого не жалел. К трону пришел Крым-Гирей через горы трупов. Он приказал вырезать всех мальчиков своего рода, даже самых маленьких, кто был ростом не выше колесной чеки, чтобы никто не помышлял о власти, пока он, хан, жив.
Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Никакие мольбы и слезы не трогали его сердце. Трепетали люди, страх бежал впереди имени хана.
— Ну и пусть бежит, — говорил он, — это хорошо, если боятся…
Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в камень — камень отзовется. Постучишь в железо — железо прозвенит. А в народе говорили — у Крым-Гирея нет сердца. Вместо сердца у него — комок шерсти. Постучишь в комок шерсти, — какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце?
Но приходит закат человека. Постарел некогда молодой хан, и ослабело его сердце.
Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку. Деляре её звали. Привёз её главный евнух, показал Крым-Гирею, даже зачмокал от восхищения, расхваливая невольницу.
Не согрела лаской и любовью старого хана, а всё равно полюбил её Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце — живое.
Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.
На закате дней своих любить мужчине очень трудно. От этой любви сердцу всегда больно. А когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу.
Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:
— Сделай так, чтобы камень через века пронёс моё горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.
Спросил его мастер:
— Хороша была девушка?
— Что знаешь, ты о ней? — ответил хан. — Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя.
Долго слушал Омер и думал: как из камня сделать слезу человеческую?
— Из камня что выдавишь? — сказал он хану. — Молчит камень. Но если твоё сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет. Он расскажет и о моём горе. О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают мужские слезы. Я скажу тебе правду. Ты отнял у меня всё, чем душа была жива. Землю родную, семью, имя, честь. Моих слёз никто не видел. Я плакал кровью сердца. Теперь эти слезы увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слёзы мужские. О твоей любви и моей жизни.
На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой… А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была падать на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь её день и ночь, не переставая, годы, века…
И еще вырезал Омер улитку — символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь — веселье и грусть, любовь и ненависть, все человеческие чувства?
Стоит до сих пор фонтан в Бахчисарайском дворце и плачет, плачет день и ночь…
Так пронес Омер через века любовь и горе, жизнь и смерть юной Деляре, свои страдания и слезы…"

Этот памятник был установлен у мавзолея Диляры, а во внутренний дворик дворца был перенесён при Потёмкине (перед приездом Екатерины II).
Фронтон украшен надписями. Там вырезан фрагмент стихотворения поэта Шейхия (ода Кырым-Гирею) и цитата из Корана, где речь идет о райских источниках.

Сам фонтанчик украшают растительные рисунки, что не совсем обычно для мусульманской архитектуры. Вода вытекает из отверстия, окруженного стилизованным изображением цветка. Между надписями изображен сосуд, наполненный инжиром.
В верхней чаше ныне постоянно можно видеть две розы — темную и светлую. Их кладут туда сотрудники заповедного комплекса Ханский дворец. Своим появлением традиция обязана Александру Сергеевичу. Упоминание о двух цветках, принесенных Пушкиным к фонтану, есть в тексте поэмы.

Вероятно, он говорил об этом и знакомым, тем более что есть сведения, что в Бахчисарай он ехал целенаправленно, наслушавшись легенд еще в Петербурге. Считается, что темная роза символизирует душу хана, а светлая — его возлюбленной. Туристы цветы сюда не кладут — традиция требует, чтобы их было только два.

О Диляре не осталось никаких сведений, поэтому возникло несколько легенд. То она грузинка, то черкешенка, то гречанка. И причина смерти разная: то её утопили в бассейне, то отравили, то зарезали. А Пушкин услышал версию, что ею была польская княжна Мария Потоцкая, об этом он и написал поэму «Бахчисарайский фонтан».

автор: Валентина Хоральд-Байрам

______
Есть во Дворце Бахчисарая
Воспетый Пушкиным фонтан.
Стоят толпой там, замирая,
Туристы из различных стран.

Хоть есть фонтаны побогаче
И краше, золотом горят,
Но этот … он века уж плачет,
О скорби капли говорят…


Столица ханская в предгорье
На многих наводила страх.
Несли набеги ханов горе,
Всё превращая в тлен и прах.

Особой лютостью средь ханов
В то время славился Гирей,
И воевал он неустанно,
И был свирепей всех, хитрей.

Ни слёзы женские, ни дети -
Ничто не трогало его.
Лишь по душе одна на свете -
Страсть к власти, больше ничего!

О нём недаром говорится,
Что вместо сердца - шерсти клок.
Сполна смог властью насладиться.
Но в жизни есть всему свой срок.

Почувствовал от войн усталость,
Уже не радует и власть,
Подкралась незаметно старость,
И - вспыхнула вдруг в сердце страсть!

К наложнице - красивой, юной -
Душою всею воспылал,
О ней мечтал он ночью лунной,
Пред нею робким он бывал.

Но для Диляры жить в неволе,
От близких и родных вдали -
Мучительно, нет хуже доли!
Чужа краса другой земли.

Её не радуют наряды,
Кругом - притворство и обман,
Других невольниц злые взгляды,
И неприятен старый хан.

И вот Диляра, как ни странно,
Покинула вдруг белый свет.
У хана в сердце - словно рана,
Ему покоя больше нет.

Чтоб выразить своё страданье,
К себе Омера вызвал хан,
Даёт он Мастеру заданье
Создать из мрамора фонтан.

Такой, чтоб камень плакал даже
И высказал души всю боль,
Чтоб постоянно, как на страже,
Оплакивал его любовь.

И Мастер воплотил в узоре
Боль сердца, что не превозмочь,
И капли капают от горя
Из чаши в чашу день и ночь.

…Поэт увидел: словно слёзы,
Не льётся - капает вода,
И положил он в чашу розы -
Теперь здесь розы есть всегда.

Зинаида Торопчина

Опубликовала    21 янв 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Легенды и тайны Ватикана

Древние стены этого священного государства видели не только свет Веры и Надежды, порой и тьме случалось свить себе здесь гнездо. Ложь, предательство и зависть не миновали этого места. Равнодушие — вместо любви, коварство — вместо мудрости, гордыня — вместо смирения, нетерпимость и жадность — всё это было тоже. И этого история уже не забудет…

Всю историю Ватикана пронизали противоречия и тайны. И, несмотря на видимую духовность папского государства, здесь тоже вовсю ки…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  28 янв 2018

Хранители Святого Грааля

Одной из самых красивых и загадочных христианских легенд, дошедших до нашего времени, является легенда о Святом Граале. Свое начало она берет, по всей видимости, у древних кельтов.

В старинных кельтских преданиях Святой Грааль — это каменный сосуд в виде чаши, сделанный из зеленого камня (предположительно изумруда), который архангел Михаил выбил мечом из короны Люцифера (в некоторых легендах Грааль — это чаша, вырезанная из дерева).

В дальнейшем из этого сосуда на Тайной Вечере пил Иисус. В Св…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  02 апр 2018

Кто придумал сельдь под шубой?

Если раньше в СССР было мало продуктов для создания кулинарных шедевров и люди использовали всем доступные свёклу, морковь и картофель, то сейчас выбор просто огромен. Интернет полон новыми рецептами, но такой простой салатик по-прежнему присутствует на застольях…

Норвержские корни

История сельди под шубой уходит далеко от нашей страны в северные скандинавские страны, которые всегда славились избытком вкусной рыбы. В кулинарных книгах Норвегии 1851 года можно на…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  28 дек 2018