Место для рекламы

Ковчег с точки зрения инженера

ЧАСТЬ I
Даже те исследователи, которые считают, что никакого описываемого Библией КОВЧЕГА Всемирного потопа не было, сходятся во мнении, что в основу этого рассказа положены некие реальные события — пусть не всемирное, но некое региональное гигантское стихийное бедствие, в результате которого под водой оказалась значительная территория Ближнего Востока. Но тогда получается, что и у библейского Ноя и членов его семьи тоже должны быть некие реальные прототипы. А значит, где-то должны быть и останки «ковчега», в котором они переждали потоп. Вот только почему-то пока все попытки найти эти останки оканчивались неудачей. Может, все дело в том, что за тысячелетия, прошедшие со времени Потопа (согласно библейской хронологии он датируется 2104 г. до н.э.), ковчег попросту сгнил и превратился в прах. Или мы просто не там его ищем?..

Место встречи изменить нельзя?

По поводу того, где именно следует искать Ноев ковчег, до сегодняшнего дня большинство исследователей не сомневалось. Да и какие могут быть сомнения, если в Библии ясно сказано:
«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских…» (Бытие, 8:4).
Местонахождение горы Арарат хорошо известно — она находится в современной Турции, в 300 км к юго-востоку от Черного моря. В Библии также точно указываются размеры ковчега: 300 локтей в длину, 50 в ширину, 30 в высоту. По поводу того, что понимать под библейским локтем идут споры, но даже если мы примем, что он был равен 50 см то получится, что длина ковчега составляла 150 м, ширина — 25 м, высота — 15 м. Таким образом, даже по современным меркам ковчег был весьма внушительным сооружением и не мог просто так бесследно исчезнуть. Более того: существует немало свидетельств о том, что, по меньшей мере, до начала новой эры ковчег сохранялся в месте своей остановки целым и невредимым.
Самым известным из них является знаменитый фрагмент из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия: «Об этом потопе и ковчеге упоминают также все те, кто писал историю не евреев. В числе их находится и халдеянин Берос. В одном месте своего сочинения он высказывается следующим образом о потопе: „Говорят, что еще до сих пор сохранился в Армении на горе Кордуйской остаток от этого ковчега и что некоторые берут от него смолу, пользуясь ею в большинстве как средством от заболеваний“. Об этом упоминает также египтянин Иероним, написавший древнейшую историю Финикии, греческий историк, творивший в начале II века до н.э. Мнасей из Патр и некоторые другие. Равным образом и Николай Дамаский, рассказывая об этом, … сообщает следующее: „Выше области Миниады находится в Армении высокая гора по имени Барис, на которой по преданию искало убежище и нашло спасение множество людей во время потопа. Сообщается также, что некто в ковчеге остановился на ее вершине и что в продолжение долгого времени сохранялись здесь останки этого судна…“».

Итак, ковчег сохранился, и на протяжении последних ста с лишним лет (несмотря на армянские легенды о недосягаемости ковчега и вершины Арарата) не раз и не два предпринимались попытки его обнаружить. В 1887 году Джон Джозеф объявил о том, что якобы нашел останки ковчега, собирался доставить его на выставку в Чикаго, но этим планам, дескать, помешало правительство Турции. В российских СМИ не раз публиковались статьи о том, что в 1916 году, пролетая над Араратом, российский летчик Владимир Росковицкий заметил останки ковчега, зарисовал их, и в 1917 году по следам его сообщения даже была организована экспедиция, но все ее материалы бесследно исчезли в огне последующих событий. Были и другие экспедиции, уверявшие, что они напали на след ковчега, но при этом ни одной из них не удалось представить достоверных доказательств своего открытия.

И вот тут самое время задаться вопросом: «А кто сказал, что Ноев ковчег вообще находится на горе Арарат?!».

Библия говорит, что ковчег остановился на «горах Араратских», то есть на неком Араратском нагорье, но никак не на современной горе Арарат. Более того: Араратом эта гора стала называться не ранее 13 в. н.э., когда группа путешествовавших по Востоку монахов в порыве религиозного экстаза признали в ней тот самый Арарат, о котором говорит Библия. Армяне же, являющиеся, видимо, коренными жителями этих мест, называли современный Арарат Масисом (либо производили слово «Айрарат» от имени своего царя «Айры Красивого»), турки Агры-дагом, персы — Кухи-нухом. Что же касается Ноева ковчега, то Берос в цитируемом Флавием отрывке говорит о том, что ковчег находится «в Армении на горе Кордуйской», а Николай Дамаский называет эту гору Барисом.
Таким образом, место поисков ковчега все же придется изменить, а сами эти поиски не стоит и начинать, пока мы не будем хотя бы приблизительно знать, что это за «гора Кордуйская» и «гора Барис».

Разгадку ищите в Библии

Между тем, горы и земля «Араратская» не раз упоминаются в Библии, прежде всего, в связи с ассирийским царем Санхерибом (705−681 гг. до н.э.), которого синодальный перевод называет Сеннахиримом, а историки — Синаххерибом. После эпидемии, поразившей его армию под Иерусалимом, Санхериб вернулся в Ниневию, где «сыновья его убили его мечом и сами убежали в землю Аратскую» (4-ая Царств, 19:37).
«Вавилонский Талмуд» рассказывает, что на пути из Иерусалима в Ниневию Санхериб нашел доску от Ноева ковчега, сделал из него идола и поклялся перед ним, что если он возьмет Иерусалим, то принесет этому идолу в жертву двух сыновей. Сыновья подслушали обет отца и, видимо, решили не дожидаться, пока их доблестный папаша снова отправится в поход.
Но для нас в данном случае важно понять, где именно Санхериб мог найти доску от Ноева ковчега? Его путь от Иерусалима до Ниневии должен был пролегать через север современной Сирии к Евфрату, а оттуда — на север современного Ирака. Где-то в тамошних краях и обнаружил Санхериб останки ковчега.

Еще одна странность. Библия говорит, что Бог повелел Ною сделать ковчег «из дерева гофер». Исследователи предполагают, что под «гофером» следует понимать кедр, дуб или самшит, но на самом деле мы не знаем точно, что это было за дерево. Зато библейские источники говорят, что это дерево росло… только на «горах Аратских». Получается, что Ной и жил-то изначально на этих самых горах, а в результате потопа особо далеко не уплыл, а остановился неподалеку от своего, так сказать, допотопного места жительства. Это, кстати, согласуется с легендой, по которой Ной еще до Потопа поставил ковчег на якорь с помощью сверхпрочного каната длиной в несколько сотен локтей.
Но место проживания Ноя более-менее известно — это древняя Месопотамия. Выходит, что именно там, а не на современном Арарате и нужно искать останки одного из самых загадочных артефактов Библии.

Гора с горой не сходятся…

Американский исследователь Библии Лейб Резник обращает внимание на то, что в ее древнем переводе на арамейский «горы Араратские» называются «Кардумом». Очевидно, это и есть «Кардуйская гора», о которой говорится у Флавия со ссылкой на халдея Бероса. Но «Кардум», «горы Кардуйские» — это не что иное, как современный Курдистан, расположившийся на пространстве, охватывающем часть нынешней Турции, Ирана и Ирака. Вдобавок часть Курдистана древние авторы часто называли Арменией. На этой же территории располагалась и часть древнего государства Урарту, название которого явно связано со словом «Арарат», так что вроде бы все сходится.
В связи с этим Резник приходит к неожиданному выводу, что ближе всех к истине о том, где именно остановился ковчег Ноя после потопа подошли не еврейские и христианские, а… исламские авторы. Основываясь на тексте Корана, они пришли к выводу, что ковчег остановился на горе Джуди-даг, расположенной в 322 км южнее современного Арарата. «Джуди» — это, кстати, не что иное, как искаженное в арабском произношении слово «Гурди», а именно так греки называли Древнюю Армению. В сентябре каждого года местные мусульмане, христиане и евреи вместе 2 djudi-dag gora КОВЧЕГАсобираются у подножия Джуди-дага и приносят там в жертву барана, символизирующего те благодарственные жертвы, которые библейский Ной принес Всевышнему по окончании Всемирного потопа.
Надо заметить, что в районе Джуди-дага археологи часто находят ассирийские клинописные таблички, а в 1904 году здесь была найдена знаменитая «надпись Санхериба» о его великих победах с проклятием тому, кто посмеет эту надпись стереть. Так что нет никаких сомнений, что ассирийский владыка бывал в этих местах и, возможно, именно здесь, как и гласит легенда, обнаружил останки Ноева ковчега.
В заключение заметим, что отроги Джуди-дага все еще остаются неизученными археологами и так же, как и гора Арарат, овеяны множеством легенд. И экспедиция в этот район может принести поистине сенсационные открытия…

ЧАСТЬ II
В академической науке принято считать, что рассказ Библии о Всемирном Потопе отражает некое великое стихийное бедствие, произошедшее на территории4 КОВЧЕГА Месопотамии. Представление об этом наводнении как глобальной катастрофе всепланетного масштаба — не более чем гипербола. Дескать, понятно, что для местных жителей эта Месопотамия и была «всем миром». Воспоминания об этом катаклизме вошли в «Эпос о Гильгамеше», который якобы и стал прототипом библейского текста.
Однако достаточно заглянуть в мифы и предания различных народов, чтобы убедиться в том, что это не так. Еще Дж. Фрезер в своей книге «Фолькор в Ветхом Завете» (1918) показал, что мифы о потопе имеются у народов не только Ближнего Востока, но и у народов Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии, Полинезии и индейцев Америки. Все они строятся на основе одного и того же сюжета: Бог (или боги) решают уничтожить человечество за его грехи, но при этом предупреждает (предупреждают) одну человеческую семью праведника о грядущем бедствии, и та спасается в сделанном «по указанию свыше» корабле или, если угодно, ковчеге.
Во времена Фрезера было известно около 100 таких сказаний, сегодня это число превысило 150, а их география поистине охватывает весь мир. Сам универсальный характер этого мифа, встречающийся у различных народов, разделенных друг от друга десятками тысяч километров, невольно свидетельствует, что речь идет о неком событии планетарного масштаба, сохранившемся в исторической памяти человечества.

Потоп смывает все следы

Все это невольно заставляло ученых выдвигать версии о том, какие природные катаклизмы стоят за данными мифами. В 1920-х годах сразу двум археологам — Леонарду Вулли и Стефану Лангдону вроде бы удалось найти неоспоримые доказательства правдивости библейского рассказа. В ходе открытия Вулли в 1929 году библейского Ура он обнаружил два древних культурных слоя, разделенных между собой полосой ила глубиной в 2.4 м. Никакого иного объяснения, кроме того, что ил был нанесен во время потопа, казалось, быть не могло.
Но еще за несколько месяцев до Вулли Лангдон обнаружил слой ила толщиной 1.5 метра между культурными слоями при раскопках древнего Киша. При раскопках древней Ниневии был обнаружен слой ила толщиной в 12 метров.
Однако при датировке слоев, раскопанных Вулли и Лангдоном выяснилось, что речь идет о двух разных стихийных бедствиях, произошедших соответственно приблизительно в 3500 и 3000 годах до н.э. Таким образом, стало ясно, что на самом деле локальные потопы, во время которых крыши самых высоких домов оказывались на несколько метров под водой, в Междуречье происходили довольно часто.
Увы, все эти находки не удовлетворили теологов. Хотя бы потому, что библейская хронология однозначно относит Всемирный потоп к 2104 г. до н.э. Вдобавок, согласно Библии, уровень воды во время Потопа поднялся на 15 локтей, то есть на 7.5 метров выше самых высоких гор. Слой ила высотой в 2.4 метра с этой точки зрения явно маловат.
В результате современные теологи выдвинули версию, согласно которой после библейского Всемирного потопа вообще не должно было остаться каких-либо следов существования человечества, поскольку, как мы уже говорили, он не был обычным наводнением, приносящим с собой ил и сопутствующие ему породы. Так как Библия говорит о том, что «разверзлись все источники великой бездны и окна небесные», то речь, видимо, идет о том, что проливные дожди в дни Потопа сопровождались также вулканическими извержениями, сильными землетрясениями, поднимавшими температуру воды. Любопытно, что индейские предания перекликаются с библейскими, утверждая, что воды потопа были горячими — индейцы утверждают, что вода в океане в эти дни превратилась в кипяток.
Все это невольно порождает вопрос о том, что же представлял собой Ноев ковчег и каким образом в него вместились «все животные от всякой плоти по паре… Из птиц по роду их, и из скотов по роду их и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре…»?

Ковчег глазами инженера

Согласно Библии, указания о строительстве ковчега Ной получает от самого Всевышнего:
«Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолой внутри и снаружи, и сделай его так: длина ковчега 300 локтей, ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его сверху, и дверь в ковчеге сделай сбоку него, устрой в нем нижнее, второе и третье жилье…»

Загадки начинаются мгновенно.

Прежде всего, что такое «дерево гофер», из которого Ной строил ковчег? Нигде больше в Библии это дерево не встречается, а библейские предания говорят, что оно росло исключительно в тех местах, где жил Ной. Ряд ученых предполагает, что речь идет о разновидности кедра, но это — не более чем ничем не подтверждаемая гипотеза.
Но пойдем дальше. Итак, размеры ковчега указаны предельно ясно, и если считать локоть за 50 см, то его длина оставляла 150 м, ширина 25, а высота — 15 м., то есть внешне ковчег напоминал два построенных рядом друг с другом типовых пятиэтажных дома. Если принять точку зрения, по которой библейский локоть был равен 70 см, то размеры оказываются еще внушительнее — 210×35×21. Таким образом, это было поистине грандиозное сооружение для той эпохи, а ведь согласно библейским источникам в его строительстве принимали участие лишь сам Ной и его сыновья.
«Нижнее, второе и третье жилье» — это, понятно, не что иное, как этажи или ярусы ковчега. Третий, верхний этаж, согласно библейским легендам, предназначался для Ноя и его семьи, а также для запасов пищи; второй для птиц, зверей и прочих земных тварей, а в первый, нижний сбрасывались отходы. Второй этаж был разбит на отделения-клетки, в каждой из которых размещались животные того или иного вида. Видимо, на этом же этаже и размещался вход в ковчег, к которому вел широкий пандус.
Но если кто-то подумал, что Ноев ковчег внешне представлял параллепипед, то он ошибся. В тексте ясно сказано: «в локоть сведи его сверху». Объясняя эти слова, великий средневековый комментатор Библии Раши писал, что по своей форме ковчег напоминал… усеченную пирамиду. Площадь ее нижнего основания была и в самом деле 300 на 50 локтей (150×25 м), а площадь верхнего в соответствии с пропорциями — 1 локоть на 1/6 локтя (50×8.33 см). Именно такая форма, добавляет Раши, и помогала воде потопа спокойно стекать со стен пирамиды. Освещался ковчег, согласно Библии, с помощью окна проделанного сверху (через него Ной и выпустил сначала ворона, а потом и голубя, чтобы выяснить, спали ли воды). Однако не исключено, что таких «верхних» окон на самом деле было множество.
Могло ли такое сооружение сохранять устойчивость на воде? Инженеры, занимавшиеся расчетом и созданием различных моделей Ноева ковчега, отвечают на этот вопрос однозначно: безусловно, да! Правда, добавляют они, при условии, что ковчег был равномерно нагружен.
Кстати, сколько именно этажей было в Ноевом ковчеге тоже доподлинно неизвестно — возможно, куда больше трех. Но в любом случае это никак не объясняет, как в ковчег могли поместиться все представители земной фауны и образцы ее флоры, да еще и провести там полный солнечный год. Хотя разгадка этого феномена, возможно, лежит на поверхности…

Еще одна тайна пирамид

Библейские легенды довольно подробно описывают жизнь Ноя, его жены, трех сыновей с невестками внутри ковчега. Так как одна часть находившихся в ковчеге животных вела дневной, а другая ночной образ жизни, то чтобы вовремя накормить 3 КОВЧЕГА их семье Ноя приходилось весь этот год обходиться почти без сна, но странное дело — они при этом почти не чувствовали усталости.
Однажды, согласно одному из таких преданий, Ной запоздал с кормлением льва, из-за чего зверь впал в ярость и поранил ему ногу так, что он уже до конца жизни оставался хромым. Но в целом на протяжении жизни в ковчеге даже хищники утратили обычную агрессивность и прекрасно уживались с травоядными…
Наконец, пища в ковчеге не портилась, а все саженцы и семена растений оставались свежими.
Видимо, объяснение этим чудесам следует искать в самой форме ковчега.
Многочисленные эксперименты по помещению людей, животных и растений в пространство пирамидальной формы подтверждают, что внутри пирамиды время течет «как-то по другому», человеку начинает требоваться намного меньше часов для сна. При этом он чувствует необычайную бодрость, ясность мышления и находится в уравновешенном настроении.
Зерна растений, помещенные в пирамиду, и в самом деле способны храниться необычайно долго без других особых условий их хранения.
Правда, во всех этих исследованиях речь шла о т.н. «правильных» пирамидах. Но кто сказал, что эти же законы не действуют и внутри «неправильных» пирамид?
Наконец, мистики утверждают, что Ноев ковчег был необычным сооружением еще и потому, что… внутри он был значительно больше, чем снаружи. Это-де и помогло Ною поместить в него огромное число видов животных.
Верить этому или нет — дело читателя, но отметим, что согласно библейским источникам подобные «игры с пространством» наблюдались лишь в еще одном уникальном сооружении древности — Первом Иерусалимском Храме.
Наконец, стоит вспомнить и еще одно утверждение мистиков — о том, что во время Всемирного Потопа Ноев ковчег вообще был выведен «за пределы земли». Понимать это, разумеется, опять-таки можно по-разному. Можно предположить, что ковчег был перенесен в некие параллельные миры, о которых говорит кабалистическая книга «Зоар», а можно вслед за уфологами выдвинуть версию о том, что Ноев ковчег на самом деле был многоступенчатой ракетой и общий предок современного человечества попросту переждал глобальную катастрофу в космосе.
Словом, загадок, связанных со Всемирным потопом и Новым ковчегом остается немало, а значит, существует и огромный простор для версий, дающих им объяснение.

Распространенное выражение, что в ковчеге было каждое твари по паре — неверно. В библии описан процесс погрузки животных в ковчег, а точнее в книге Бытия в стихе двадцатом. Животных разделили по видам и отрядам.

Животные и птицы чистой крови взяли по семь пар, и позже это количество было указано в других главах определяя то, что для сохранения чистой крови и родословной ветви достаточно семи пар мужского и женского начала.

А остальных животных и птиц грязной крови разрешалось грузить только по паре, так как таких животных было гораздо больше.

В библии не указан полный список чистокровных животных и птиц, но это доказывает, что существует точное разделение по крови и существа не являются «равными» между собой.

И всё-таки мне не понятно. Даже если корм был, то некоторые животные ведь ..хищники...

Опубликовал    28 ноя 2018
0 комментариев

Похожие цитаты

Был из тварей, не взятых Ноем в ковчег.

Опубликовала  пиктограмма женщиныLaBeLLa  17 мар 2014

Корабль «Счастья» лояльней, чем ковчег. Он ждет каждого к себе на борт: всех до единого без исключения — с парой или нет!

16.06.2012

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЛучик Дмитрий  10 апр 2014