Издавна люди привыкли видеть золотые украшения ярко-желтого цвета, часто с красноватым оттенком, но сейчас на рынке царит золотое многоцветье. Интересно, что в природе золото не обладает солнечным цветом. На самом деле любой опытный старатель расскажет, что оно скорее зеленого оттенка. Несведущий в этой теме человек, встретив камень столь необычного окраса, может, и обратит на него внимание, но точно не распознает в нем драгметалл.
Привычный желтый цвет золота образуется после того, как оно было обработано специальным образом. А вот экзотические оттенки, как черный, синий, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый, удается получить путем сложных химических реакций. Часть из них выходила даже у алхимиков средневековой Европы, а некоторые стали достоянием уже XXI века. Современные технологии повлияли и на модные тенденции в ювелирном искусстве. Ведь, получив возможность использовать в своей тонкой работе необычные оттенки золота, мастера дали волю полету фантазии и стали создавать шедевры, включающие несколько его цветов одновременно. Давайте разберемся, какое бывает золото и которому из видов отдать предпочтение.
Новые технологии на службе у ювелиров
По своему составу и способу создания цветное золото можно разделить на сплавы и интерметаллические соединения. Первый класс подобного драгметалла более известен широкому кругу людей
За исключением последнего, которое все еще нечасто встретишь на прилавках ювелирных магазинов, остальные виды довольно давно завоевали симпатии людей. Они отличаются тем, что создаются путем сплава золота с другими металлами в разных строго регламентированных пропорциях. Эти добавки называются лигатуры. В зависимости от того, какой металл добавляется к золоту, оно приобретает тот или иной цвет.
Но не только ради эстетического удовольствия специалисты стали добавлять в благородный драгметалл другие компоненты. Дело в том, что по природе чистое золото очень мягкое, а значит, оно не годится для создания из него ювелирных украшений. Человек с легкостью деформирует изделие, даже не прилагая для этого огромных усилий. Именно лигатуры и делают наши золотые украшения прочными и долговечными.
Интерметаллические соединения, или, как их еще называют интерметаллиды, представляют собой сложные химические сплавы как минимум двух, а чаще трех различных металлов
Каждый из этих цветов еще имеет свои оттенки. Для того чтобы получить необычный золотой интерметаллид, мастера прибегают к нескольким способам. Довольно часто уже на готовое изделие наносится особое драгоценное покрытие, состоящее из нескольких компонентов. В результате химической реакции и влияния высокой температуры золото приобретает необходимый яркий цвет. В другом случае используется метод оксидирования, похожий по действию на первый вариант. На поверхность выбранного предмета наносится оксидный слой, образующий тонкую пленку. Также в ряде случаев используется патирование, при котором содержащее медь золото поддается химической обработке.
Гальваностегия — это способ получения цветного золота с применением особого раствора с красителями, в который опускается изделие. В этом составе на поверхности предмета постепенно образуется крепкий слой необходимого цвета. Также применяется родирование, в ходе которого золото покрывается тонким слоем благородного металла — родия. Но этот способ используется только при создании светлых золотых тонов.
Светло-золотое очарование
Светлые виды золота по цвету бывают белыми, с легким желтым или голубым оттенком и розовыми. По своему происхождению металлы с желтым и голубым отливом относятся к разряду белого золота, но отличаются оттенками из-за особенностей состава. Наиболее часто для создания драгоценностей используют сплавы на основе золота с добавлением в него палладия, никеля, серебра и реже — платины. Если в состав золотого украшения входит такая лигатура, как никель, то оно будет светло-желтого цвета. Оно стоит дешевле, чем другие аналогичные изделия с иным составом, так как никель не сильно ценится.
Кроме того, в странах Евросоюза давно запретили создавать золотые сплавы с добавлением никеля, так как он является аллергенным. По мнению медиков, из-за никеля каждый восьмой обладатель такого украшения может увидеть на своей коже красноватую сыпь в месте соприкосновения тела с золотым изделием. Никель встречается в белом золоте 375 пробы, содержащей всего 37,5% чистого золота, а также в 585 пробе, где количество основного драгметалла увеличивается до 58,5%. В настоящее время никель практически перестали использовать в создании украшений, но его еще можно встретить в составе относительно недорогих декоративных вещиц, как, например золотых булавок. В такого рода предметах светло-желтый драгоценный металл уместен, так как благодаря никелю он характеризуется прочностью.
Ювелирные изделия на основе золота и палладия выглядят чрезвычайно благородно, так как сияют изысканным белым цветом, а вот платина придает ему едва уловимый голубоватый оттенок. Если в изделии в качестве лигатуры использовался никель, то его не должно быть более 10%. На один процент больше добавляют платину для приобретения светлого золотого цвета. А вот количество палладия увеличивается до 22%. Как правило, такое высококлассное белое золото бывает 750 пробы. Всех светлые золотые оттенки ювелиры часто используют для украшений, инкрустированных драгоценными камнями, особенно бриллиантами. Мастера отмечают, что на белом фоне эти удивительные кристаллы смотрятся очень выигрышно. Часто из него делают кольца, серьги и другую ювелирную продукцию.
Розовое золото, которое также относится к светлым оттенкам, получает свой изумительный цвет путем добавления в золотую основу меди. Проб у такого золота две — 585 и 750. Более дорогой будет 750 проба, поскольку она на 75% состоит из чистого золота. Она характеризуется желтым цветом с розовым отливом. Если в изделии розовый цвет едва улавливается, то в его составе 20% меди и 5% серебра. При более насыщенном тоне соотношение этих лигатур составляет 22,25% на 2,75%. А вот те, кто хочет себе нежно-розовый оттенок, могут остановиться на 585 пробе. Такое украшение на 58,5% будет состоять из основного драгметалла, а также лигатур — 32,5% меди и 9% серебра.
Золото в багровых тонах
Близкий по составу к розовому — металл красного цвета, раньше его еще называли червонным. Основными его лигатурами также являются медь и серебро, только количество первого металла больше. Самая лучшая проба красного золота — 585-я. Такой состав отличается приятным золотым цветом с заметным красным оттенком. Насыщенный красный цвет достигается мастерами путем уменьшения в сплаве количества серебра и увеличения меди. А вот, если в него добавить палладий, тогда золото приобретет необычный бурый оттенок с красным отливом.
В то же время ювелирам нужно соблюдать баланс между достижением ярко-красного цвета и количеством меди. Проблема заключается в том, что медь склонна к окислению. И если ее добавить в изделие слишком много, то спустя непродолжительное время его поверхность потускнеет и даже покроется пленкой оксида меди.
Также существует красное золото 375 пробы, которое не слишком ценится людьми из-за низкого содержания в нем драгметалла. В то же время оно может быть использовано в других более высокопробных украшениях в качестве декора, так как обладает необычным оранжевым цветом. Чтобы получить его, мастера увеличивают в составе количество серебра.
Практически половина нашего ювелирного рынка занята украшениями, созданными именно из красного золота. Оно отличается меньшей стоимостью, чем желтое, что добавляет ему симпатий широкого круга покупателей. Кроме того, замечено, что оно менее подвержено механическим повреждениям, таким, как царапины, которых не избежать при постоянной носке украшения. Потому многие предпочитают в качестве каждодневного аксессуара выбирать ювелирные изделия именно этого цвета.
Драгметалл небесного оттенка
Чего точно не скажешь о синем золоте, так это то, что оно дешевое. До сегодняшнего дня в открытых источниках не существует точно расписанной методологии его производства, так как ювелиры, которые умудряются создавать синее золото, держат секреты разработки при себе. Потому этот материал очень дорогой и используется лишь в качестве отделки, часто вместо драгоценных камней. Доподлинно известно, что золотые изделия из этого редкого интерметаллида обладают 750 пробой.
Последние два компонента как раз обеспечивают золоту столь экзотический цвет, но они же являются причиной его чрезвычайной хрупкости. По еще одной известной рецептуре создания синего золота в него наряду с индием добавляют редкий металл галлий. Также есть информация, что синий цвет золото приобретает, благодаря добавлению в него хрома и железа.
Легендами овеяно также необычайно красивое фиолетовое золото, которое еще называют пурпурным или аметистовым (от названия камня аметиста, обладающего красивым фиолетовым цветом). Несмотря на то, что золотые изделия столь необычного оттенка были известны еще со времен правления фараонов в древнем Египте, европейские мастера не знали, как его создать. Но со временем путем проб и ошибок они добились того, что драгоценный металл стал фиолетовым благодаря соединению его с алюминием или калием. Этот метод довольно молодой, так как был представлен миру всего 14 лет назад. В 2003 году ученый из Сингапура разработал аметистовое золото. На 80% оно состоит из золотой основы, а на оставшиеся проценты приходится алюминий и прочие секретные добавки. Проба у изделий из этого материала — 750-я. Как и многие другие интерметаллиды, фиолетовое золото используется преимущественно в роли декоративных элементов дорогих украшений.
Больше всего известно о том, как создают голубое золото, также обладающего 750-й пробой. Наиболее распространенным методом является родирование белого золота. После покрытия драгоценной поверхности слоем родия, оно приобретает красивый голубой оттенок. Более продвинутые ювелиры создают изделия с этим цветом, путем добавления в аурум (латинское название золота в периодической таблице Менделеева) такого металла, как индий. В этом случае цвет получается очень ярким и богатым. А вот если стоит задача создать золотое украшение с нежно-голубым цветом, тогда в качестве добавки используется металл галлий.
Цвет на зависть изумрудам
Необычные золотые изделия зеленого оттенка состоят из сплавов. Лигатурами в данном случае являются медь и серебро. Разнообразие оттенков довольное большое: от ярко-зеленого до оливкового и даже лимонного цвета. Последнее чаще всего встречается на прилавках ювелирных салонов. Как правило, на лимонное золото ставят 585 пробу, которая отличается демократичностью ценовой политики. В отличие от красных оттенков, в зеленых из лигатур превалирует не медь, а серебро. Например, в состав изделия лимонного оттенка входят: 58,5% золота, 30% серебра и 11,5% меди. Чем большее содержание серебра в сплаве, тем светлее он будет и наоборот. А вот изысканный оливковый оттенок золото приобретает в результате добавления в него калия.
Интересно, что в природе существует минерал под названием электрум, являющийся самородным золотом с зеленым оттенком. В его составе количество серебра достигает почти половины. У него может быть цвет от светло-золотого до белого с серебряным отливом. По свидетельствам археологов, именно этим минералом жители древнего Египта покрывали верхушки пирамид. И даже первые монеты, дошедшие до нас, были созданы из этого материала в древнем государстве Лидия.
Диковинные темные цвета
Набирают огромную популярность золотые ювелирные украшения, созданные из темноватых оттенков драгоценного металла. Например, если раньше коричневое золото, характеризующееся высокой прочностью, преимущественно применялось в производстве корпусов наручных часов, то теперь оно нередко встречается в декоративных украшениях. Как правило, золото бурого цвета обладает пробами двух видов — 585 и 750.
Но коричневый оттенок получается даже не столько в результате соединения этих металлов, сколько в ходе неоднократной специальной химической обработки. Ключевой момент заключается в том, что обрабатывается уже готовое ювелирное изделие. Для того чтобы создать золото с серым или черным цветом специалисты используют несколько методологий.
Затем производится гальваническая обработка предмета (покрытие изделия очень тонким слоем металлической пленки), в результате которой может быть получен цвет от светло-серого до графитового и даже радикально черного. Еще для создания эффекта черного золота украшения поддают родированию (нанесению родия на поверхность) или покрывают слоем аморфного углерода. Некоторые специалисты в своей работе вместо родия используют напыление рутением (металлом серебристого оттенка).
Существует вариант создания золотых изделий черного цвета 750-й пробы с особым составом. В сплаве в качестве лигатуры используются не серебро и сталь, а кобальт и хром. Ключевым моментом этого метода является воздействие на изделие высоких температур. В результате происходит процесс окисления, и поверхность предмета приобретает характерный черный цвет.
Разнообразие вариантов на витрине
Появившиеся новые оттенки золота позволили ювелирам развернуть свою деятельность в полную мощь. На рынке украшений стали быстро появляться новые комбинированные модели изделий, которые соединяют в себе сразу несколько оттенков драгметалла. В ХХ веке цветовое разнообразие, как правило, заключалось в миксовании трех видов золота: желтого, белого и розового. Классическим примером их одновременного использования в одном украшении является легендарное тройное кольцо «Тринити» от дома Картье. Сейчас же эту модель часто можно увидеть с добавлением, например, черного золота. Любят мастера использовать его и в сольном исполнении, инкрустируя сапфирами, рубинами или бриллиантами. Наиболее статусным вариантом является, конечно же, использование последних. А в очень дорогих изделиях черное золото инкрустируют черными бриллиантами, что считается пиком роскоши. Специалисты отмечают, что, несмотря на одинаковый цвет, драгоценные камни нисколько не теряются на основном фоне изделия, а, наоборот, сияют, притягивая взгляды.
Буро-красное и коричневое золото довольно часто комбинируют с розовым, играя на контрасте этих оттенков. Довольно много изделия с таким решением встречаются в осенне-зимних коллекциях ювелирных и модных домов. А последним писком моды в этом направлении является соединение золота коричневого цвета с текстилем, натуральной кожей и даже деревом. Этот тренд можно увидеть в модных браслетах и сережках.
Золотые украшения зеленого оттенка чаще встречаются в лимонном цвете. Из него делают практически все: различные кольца, серьги, браслеты, цепочки, колье. Их любят за яркий, насыщенный цвет и прочность. Интересно и нежно смотрятся кольца или серьги, в которых использованы два оттенка — лимонный с белым. Если говорить об инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями, то с лимонным золотом отлично сочетаются:
А вот драгметалл более насыщенного зеленого оттенка чаще используется в качестве декоративных элементов, например, листвы в драгоценных флористических брошах. Фигурные вставки из экзотического золота синего и фиолетового цветов в кольцах и серьгах могут даже заменять камни. Также распространены узоры, нанесенные на поверхность колец этими материалами.
Наконец, золотые украшения красных оттенков, которые немного потеряли в популярности после выхода на рынок современных необычных цветов, постепенно возвращают себе сданные позиции. Ренессанс красного золота проходит на фоне любви современной молодежи к винтажным вещицам (старинным или выполненным под старину).