Место для рекламы

Мифы о «Домострое». 7 позитивных аргументов

Слово «домострой» давно уже стало синонимом средневекового мракобесия, особенно по части семейных отношений. Если какой-нибудь либеральный умник желает напомнить своей аудитории о жутком насилии над «несчастной, забитой» женщиной, что творилось в те ужасные былые времена, когда люди еще не облагородились Прогрессом и Эмансипацией, в таких случаях принято говорить коротко и ясно: «домострой». И все всё понимают.

Однако, если разобраться в этом вопросе не поверхностно, не на уровне журналистских штампов, а всерьез и по-взрослому, то легко можно убедиться, что как и многое другое в нашей славной истории — «Домострой» был банально оклеветан. Оклеветан вполне логично, ибо либеральная и социалистическая парадигмы невозможны без уничтожения традиционного общества. А основа всякого традиционного общества — традиционная семья. Потому и судьба «Домостроя» была предопределена.

1) Главная цель «Домостроя» — христианизация семьи и быта. Крещение Руси в днепровской купели было только первым шагом. Подлинное воспитание общества в христианском духе, смена его ментальности с языческой на православную — это непростая задача для множества поколений и растягивается сей процесс на века интеллектуального и культурного совершенствования наших пращуров. «Домострой» как раз и являлся одним из инструментом данного процесса. Перед нами — один из этапов христианского просвещения русского общества, дошедшего до понимания того, что порядок в доме, построение своей личной жизни на началах любви, гармонии и добрососедских отношений с окружающими — дело богоугодное.
2) «Домострой» — книга о самоуправлении человека своей жизнью. Русские люди не случайно были до революции чрезвычайно самостоятельны и предприимчивы, несмотря ни на какое крепостное право (крепостные крестьяне порой и богачами становились). Согласно Домострою, доведение ситуации до вмешательства властей в отношения внутри семьи и между соседями категорически не приветствуется. Визит в суд это последнее дело. Будь порядочен к себе и к окружающим — и к тебе будут относиться также. Община свободных хозяев, глав семейств — вот домостроевский мир.
3) Женская доля. Пожалуй, самая животрепещущая тема в фантазиях либеральных умников. Несколько интересных моментов.
Жена не имеет никакой внешней нагрузки (вне дома). Даже покупка продуктов — всё это зона ответственности мужа. Он же, понятное дело, и деньги в семью приносит. При этом жена имеет право зарабатывать (заниматься, например, рукоделием) — но это так, сугубо дополнительно, чисто скуку прогнать. Хотя русское общество тех времен знает и примеры жен-предпринимательниц.
Чем же занимается неработающая супруга? Если судить по «Домострою», то она постоянно ходит в гости к своим подругам или приглашает их к себе. В общем, райская жизнь, дорогие женщины — пока мужья работают, жены калякают. Под вино и пиво, между прочим! Да, да, женские посиделки сопровождаются алкоголем. Но проходят без мужчин. А сам характер ведомых разговоров «Домострой» ограничивает, пресекая сплетни о соседях и прочие небогоугодные злословия.
4) Телесные наказания. Еще один излюбленный стереотип борцов со «средневековым мракобесием».
В целом тема бытового насилия достаточно серьезно проработана в «Домострое». Однако, здесь следует четко понимать: он вовсе не вводит телесные наказания и уж, тем более, их не ужесточает. Напротив, «Домострой» (см. пункт 1) старательно умягчает общественные нравы, регулируя эту сферу в духе христианской любви и всячески ограничивая и нормируя данные вопросы:
«Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу, и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются».
Кстати, если мальчиков воспитывать таким образом прямо рекомендуется, то девочек (до замужества) — ни-ни. Вот вам и неравенство полов в средневековой России.
Ну и бить просто так ту же жену категорически не позволяется. Если соблюдать все правила «Домостроя», ее вообще не поколотишь. Ибо без установления вины такое запрещено, а какая ж жена признается, что она виновата. Я таких еще не встречал.
Ну, а если муж — буян и лупит вторую половинку почем зря, для таких случаев предусмотрена защита прав невинно пострадавшей — ей позволяется обратиться к приходскому священнику (который лучше кого бы то ни было знал своих прихожан, их горести и радости). Священник проводил расследование и по его результатам (безо всякой судебной волокиты) мог отправить нерадивого мужа в монастырь. Временно, на исправление.
5) За бесчестье (оскорбление, клевета) жены — штраф 1,5 годовых дохода мужчины. Наказания за оскорбление женщин на порядок жестче, чем в случае с мужчинами. Вот вам еще одно неравенство полов в средневековой России.
6) Об ответственности и обязанностях. Муж отвечает за всех остальных членов своей семьи и домочадцев. За мужа отвечает община. Жена отвечает за все происходящее в доме (за поведение слуг, за их занятость и т. д.), здесь она — госпожа, «государыня». Она же поддерживает добрую домашнюю атмосферу, выступая перед мужем заступнцией за детей и за слуг. Обязанности между членами семьи хоть и распределяются, но без какого-либо антагонизма. Жена хочет работать? Продавать свои платки вышитые и зарабатывать денег? Да, пожалуйста. Если справляешься со своими прямыми обязанностями — кто ж против. Вот они, ужасы средневекового тоталитаризма.
7) Главный принцип построения взаимоотношений между мужем и женой — любовь и уважение. Это обязательное требование. Супругам предписывается постоянно, каждый день советоваться друг с другом, рассказывать о своих делах и планах. С точки зрения авторов «Домостроя» таково первостепенное условие семейной жизни.
Стоит отметить, что пренебрежительное отношение к женщине, как к какому-то недочеловеку — продукт скорее буржуазной культуры. Если дворянин, идя вместе с женой, пропускал ее вперед, то именно у купца и мещанина — наоборот, жена идет сзади. Именно в буржуазном обществе господствует представление о том, что женщина не может быть субъектом. И только в 20 веке начинается движение за эмансипацию.
А вот квинтэссенция «Домостроя»: «Если дарует Бог кому жену добрую — дороже это камня многоценного».

Опубликовала    12 мая 2015
3 комментария

Похожие цитаты

Так хочется сказать американцам «go home!». Вот только есть ли у них тот home? Истории, всего то, чуть больше двух столетий. Моему любимому Харькову больше трёх! Может поэтому они такие? Нация, собранная из всех стран мира. Без роду-племени… Может поэтому нет ни принципов, ни морали, ни памяти? Не все, конечно… Но ведь большинство! При их возгласе «свобода» хочется спрятаться, «демократия» — искать бомбоубежище… После «миротворческих» операций — руины, искалеченные жизни, страны. Идите вы, янки, «рlease, go home!». Иначе, русские пошлют по другому адресу! Это не предупреждение, это констатация факта…

Опубликовала  пиктограмма женщиныФакелочек  14 апр 2014

Живу на четвёртом этаже, мыла окно, под окнами травяной газон и очень мягкая почва. Вывалилась, в общем. Пока летела, ничего не поняла, картинок жизни не увидела.
К своему и всеобщему удивлению, приземлившись, встала, отряхнулась, смачно выругалась и поднялась домой.
Муж, открывший дверь (он, кстати, дверной замок чинил), вылупился на меня, раз сто спросил, как я прошла мимо него… А когда до него дошло…
Короче, итог: у меня — ушиб спины, пара царапин и синяков. У мужа — глубокий обморок, седая прядь волос, нервный срыв, тахикардия и неделя в стационаре…
Догадайтесь, кто кому апельсины в больницу носит?..

Опубликовала  пиктограмма женщиныфунтик  11 июн 2014

http://www.youtube.com/watch?v=wlSush--ZQ4

МУРКА ИЗ МУРА. ЗНАМЕНИТАЯ МАРУСЯ КЛИМОВА ПРОСЛУЖИЛА В МИЛИЦИИ ДО 1952 ГОДА И БЛАГОПОЛУЧНО УВОЛИЛАСЬ В ЗВАНИИ КАПИТАНА.

Самая популярная песня ХХ века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное, как песня о секретной операции ЧК. А сама Маруся Климова — реальный персонаж, всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, а потом и в НКВД. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Расшифровать «код Мурки» было непросто, в х…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  01 ноя 2014