Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

В.Г.Шварц - картина "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче"

Написанная в середине ХIХ века эта небольшая картина открывала новые пути для развития исторического жанра в русском искусстве. Создавший ее художник выделялся разносторонними и глубокими историческими познаниями.
Он блестяще закончил Царскосельский лицей, где когда-то учился А.С.Пушкин. Слушал лекции на историко-филологическом факультете Петербургского университета, изучал древние и восточные языки.

В середине века менялись методы изучения истории, бурно развивались археология, изучение архивов, летописей, всевозможных исторических документов, старинных предметов быта. В разных слоях русского общества пробуждался широкий интерес к отечественной истории, к ее мельчайшим деталям.
Картина Шварца написана под влиянием трудов историка Ивана Егоровича Забелина, особенно его статей о поездках русских цариц на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру.

В отличие от мастеров исторического жанра предшествующей эпохи, Шварц не обращается к великому событию и не создает грандиозного полотна. Он превращает исторический жанр в историко-бытовой, показывая эпизод из частной жизни царской семьи XVII века: дальнюю поездку на богомолье в Великий Пост.

Прихотливо извиваясь по разбитой оттепелью дороге, из глубины навстречу зрителю тянется поезд — вереница карет и повозок, скользящих на санных полозьях.
Можно догадаться, что нарядные кареты везут царицу и ее родню, а простые возки — свиту, слуг и необходимые в путешествии вещи.
Но все, что происходит в возках и каретах, скрыто от глаз зрителя: видна лишь конная охрана, гарцующая навстречу зрителю.

Прошлое явлено словно в легком тумане, и «причиной» тому служат не только облачная погода и влажные испарения подтаявшего снега. Художник даже не уточняет, какую именно из жен царя Алексея Михайловича везет карета: первую — Марию Ильиничну Милославскую, или вторую — Наталью Кирилловну Нарышкину, мать Петра Первого.
Хотя в картине немало исторических деталей, важнее — аромат давно ушедшего прошлого, его чарующая красота, его атмосфера.
И еще — неуловимая связь прошлого с настоящим.
Вокруг царицыного поезда — извечная, неизменная русская природа.
И забытая в снегах придорожная деревня с деревянной церковью и избами, крытыми соломой — такой же была она в XVII веке, такой же оставалась во времена Шварца, и в наши дни множество таких же деревень по всей России стоят в придорожных снегах.

«Весенний поезд» — одна из последних картин Шварца и, возможно, лучшее его произведение. Открытая Шварцем поэзия старинной повседневности предвещала искания художников будущего поколения — конца столетия, так называемого «серебряного века».

Опубликовала    21 апр 2024
1 комментарий

Похожие цитаты

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Исаак Левитан - картина "Большая вода"

Исаак Левитан как ни один другой пейзажист умел передать тончайшую мелодию души в ее соприкосновении с миром природы.
Она так хрупка и беззащитна после натиска морозов и снежных пушистых одеял, что укутывают землю.

«Весна — большая вода» словно продолжение картины учителя Левитана — Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871), только более чувственная, нежная.

Выбранный живописцем мотив незамысловат — берег небольшой реки с приютившейся лодочкой. «Все великое, говорят, просто. И средства, ис…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  17 мар 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024