Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Илья Репин - картина "Крестный ход в Курской губернии"

«Крестный ход в Курской губернии» — одно из главнейших произведений в творчестве Ильи Репина и в русском искусстве XIX-XX столетий.

Идея картины родилась у Репина в российской провинции, на его малой родине — в Чугуеве под Харьковом на юге России, где прошли детство и юность, куда он вернулся из пенсионерской академической поездки в Париж и жил с октября 1876 по июль 1877 года.
С конца 1870-х годов тема крестного хода становится ведущей в его творчестве. Впоследствии она реализовалась в двух монументальных полотнах — «Крестный ход в Курской губернии» (18811883) и «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (18771924, Чехия). По замыслу автора, первая картина связана с современным крестным ходом, вторая — с «прежним», патриархальным, то есть до отмены крепостного права.

Летом 1881 года Репин был свидетелем торжественного религиозного шествия в Курской губернии. Не случайно география места подчеркнута в названии полотна. Ему важны были непосредственные впечатления от натуры. Именно они вдохновляли Репина на разработку той особой атмосферы, которую он уловил там.
«Крестный ход в Курской губернии» широко определяет российскую действительность, выводя понятие «народ» в сферу историко-культурного осмысления.

Раздумья о судьбе народа и — шире — России неотступно преследуют каждого стоящего у картины. Широта действия, напор, хаотичность и неостановимость народного шествия характеризуют это произведение.
Поместить в композиционный и геометрический центр полотна небольшую икону, которую несет помещица, стало принципиальным для Репина.

В нее ударяет мощный солнечный луч, усиливая многократно сияние золотого оклада. «…А ведь у меня [в «Крестном ходе"] всё должно быть на солнце», — писал Репин. Это требование художника приоткрывает решаемые в картине живописные задачи: в атмосфере знойного солнечного дня передать эмоциональное состояние паломников, многообразие их характеров, различное отношение к происходящему: от равнодушия и ханжества до исступленной веры.
«Крестный ход в Курской губернии» взбудоражил общественное мнение.
П.М. Третьяков, сразу купивший картину, советовал художнику немного смягчить критический пафос и заменить карикатурную мещанку с пустым футляром от иконы в центре полотна на «прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верой или даже восторгом».

Ответ Репина был категоричен. Он выступил против сознательного «приукрашивания», которое способно погубить картину. «Для меня выше … правда …, она всегда заключает в себе глубокую идею и дробить ее … просто профанация и святотатство», — писал художник.

Суждения современников разделились.
Одни высоко ценили картину за жизненность и смелость, другие обвиняли в неправде и искажении религиозного образа народа, третьи в одном полотне видели и величие, и безобразие России.

В советское время картину трактовали прежде всего как яркое полотно критического реализма, бичующее пороки русского общества.
Присутствие жандармов позволяло писать, что на картине изображен «крестный ход по обязанности».

Опубликовала    21 мар 2024
1 комментарий

Похожие цитаты

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Владимир Маковский - картина "МАТЬ И ДОЧЬ"

Владимир Маковский справедливо был признан современниками как «самый выдающийся и самый индивидуальный из наших жанристов».

Картина «Мать и дочь» является исключением из творчества живописца, привыкшего создавать небольшие по формату жанровые произведения.

Как выразился современник Александр Киселёв, в этой работе творчество художника, оставаясь «на реальной почве», возвышается до высокой поэзии, преобразуя обыденную сценку из крестьянской жизни в «прелестную, мелодичную пьесу».

В 1880—1890…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  06 мар 2024

Исаак Левитан - картина "Большая вода"

Исаак Левитан как ни один другой пейзажист умел передать тончайшую мелодию души в ее соприкосновении с миром природы.
Она так хрупка и беззащитна после натиска морозов и снежных пушистых одеял, что укутывают землю.

«Весна — большая вода» словно продолжение картины учителя Левитана — Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871), только более чувственная, нежная.

Выбранный живописцем мотив незамысловат — берег небольшой реки с приютившейся лодочкой. «Все великое, говорят, просто. И средства, ис…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  17 мар 2024