Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Елена Поленова - картина «Иконописная 16 столетия»

Елена Поленова — талантливый иллюстратор, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства, основоположница музея в Абрамцеве.

Как и её брат, известный художник Василий Поленов, она была разносторонним человеком и интерес к рисованию проявляла с ранних лет.

Окончив керамический и акварельный классы рисовальной школы при Императорском обществе поощрения художников, Елена Поленова одной из первых русских женщин получила профессиональное художественное образование. Известность и признание художнице принесли работы в технике акварели. «Ее этюды акварелью сделают честь самому пресловутому мужчине-художнику», — писал о работах своей ученицы
П.П. Чистяков.

Картина «Иконописная XVI столетия» — первое обращение художницы к технике масляной живописи.
Будучи участницей Абрамцевского кружка, натурой страстной и увлеченной, Поленова следует примеру товарищей — В.А. Серова,
И.С. Остроухова, М.В. Якунчиковой — и берет в руки палитру масляных красок.

Не случайно был выбран сюжет из повседневной жизни средневековой Руси.
В жанровой сцене художница соединила свое увлечение археологией и историей с живым интересом к народному искусству.

К этому времени она уже возглавила абрамцевскую художественную столярно-резчицкую мастерскую, немногим ранее организованную Е.Г. Мамонтовой.
В поездках по Ростовской, Ярославской, Костромской и другим, более отдаленным губерниям России Елена Поленова старательно собирала предметы народного искусства. На основе альбомных зарисовок образцов собранной утвари и мебели художницей были созданы авторские эскизы предметов быта.
Мастерская же стала местом обучения резчицкому делу крестьянских детей и практическим воплощением идеи возрождения традиции народных ремесел.

В сюжете картины художницу увлек сам процесс обучения юных иконописцев, она перенесла атмосферу абрамцевской мастерской в монастырские стены. Каждый из мальчишек-учеников занят своим делом: один внимательно наблюдает за работой монаха-иконописца, другие грунтуют доски для будущих икон, юноша постарше старательно растирает краски.

По свидетельствам современников, моделями для учеников послужили подопечные из столярной мастерской в Абрамцеве. Поленова наполнила пространство предметами утвари и мебелью эпохи допетровской Руси, образцы которой были собраны в поездках по российским губерниям.

Так, самого младшего из учеников она усадила на небольшой столик, изображение которого можно встретить в альбомах зарисовок предметов мебели.
В сюжете Елену увлёк сам процесс обучения юных иконописцев и она перенесла атмосферу абрамцевской мастерской в монастырские стены.

Елена Поленова в своем творчестве часто обращалась к теме детства, в книжной иллюстрации — к сказке.

Опубликовала    17 фев 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Николай Касаткин - картина "Соперницы"

Николай Касаткин принадлежал к младшему поколению передвижников, продолжавшему в конце XIX — начале XX века лучшие традиции демократического русского искусства.
Сын видного московского гравера А.А. Касаткина, он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873−1883) у В.Г.Перова и
И.М. Прянишникова.
После окончания училища Касаткина пригласил на работу крупнейший русский книгоиздатель
И.Д. Сытин, у которого художник проработал около тридцати лет, став одним из основателей школы л…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  02 фев 2024