Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Павел Федотов - картина "Разборчивая невеста"

Сюжетной основой для картины «Разборчивая невеста» послужило последнее четверостишие одноименной басни И.А. Крылова.

Отвергшая многих женихов в молодости, «Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла:
И рада, рада уж была,
Что вышла за калеку».

Главные герои будто бы сошли со страницы великого баснописца. Преклонивший колено жених обладает весьма заметным горбом и залысиной.
Это не смущает его избранницу, со снисходительной улыбкой она выслушивает пылкие речи.
Сцена выглядит весьма наигранной и усиливается фигурами подслушивающих родителей невесты.

Претендующий на шикарность интерьер напоминает шкатулку для драгоценностей.
И в этой «шкатулке» берегла себя героиня картины.
Жизнь протекала в бесполезных занятиях вроде пасьянсов и мечтах о суженом.

На это намекают повторения популярных в ту пору картин А.В. Тыранова «Девушка с тамбурином» и Ф.А. Моллера «Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом», развешанные на стенах комнаты.

Но время неумолимо, и художник тонко подчеркивает это деталями во внешнем облике невесты. Уложенные на косой пробор волосы с аккуратными завитками у висков напоминают о моде давно прошедших 1830-х годов.
А часы на цепочке у пояса имеют слишком крупный циферблат, свидетельствуя о слабом зрении героини.

Нынешний претендент на брак не так хорош, как те, что были отвергнуты ей в молодости.
Но некрасивость жениха компенсирует его видимое благополучие.
Явившись в модном костюме, цилиндре и лакированных сапожках, он демонстрирует собственный достаток, который позволяет ему не состоять на службе. Будь он служащим в любом чине, пришлось бы наносить визит в мундирном платье.

Романтическая тема и общий колорит произведения являются аллюзией на салонное искусство, почитаемое многими современниками художника.

В первую очередь на работы К.П. Брюллова и его последователей. Но в отличие от салонных художников, Федотова больше интересуют реальные жизненные ситуации.
Его герои — обычные люди, они не вызывают восхищения и желания любоваться; глядя на картину, зритель улыбается и сочувствует.

Художник, высмеивая человеческие слабости и глупости, не осуждает их. Демонстрируя несоответствие персонажей общепринятому представлению о романтических героях, художник не отнимает у них право на счастливое совместное будущее.

Опубликовала    14 фев 2024
1 комментарий
  • ЕЧ
    3 месяца назад
    Согласна ) Художник улыбается над человеческими слабостями, но не осуждает их!
    А Картинку помню ) 😊✨
    Спасибо за рассказ!
    Никогда не задумывалась, что "часы на цепочке у пояса имеют слишком крупный циферблат, свидетельствуя о слабом зрении героини"!

Похожие цитаты

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Николай Касаткин - картина "Соперницы"

Николай Касаткин принадлежал к младшему поколению передвижников, продолжавшему в конце XIX — начале XX века лучшие традиции демократического русского искусства.
Сын видного московского гравера А.А. Касаткина, он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873−1883) у В.Г.Перова и
И.М. Прянишникова.
После окончания училища Касаткина пригласил на работу крупнейший русский книгоиздатель
И.Д. Сытин, у которого художник проработал около тридцати лет, став одним из основателей школы л…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  02 фев 2024