Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

ИЛЬЯ РЕПИН. ЭТЮД "НИЩАЯ". ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Полностью liveinternet.ru/users/komrik/post455585108/ «Нищая. Девочка-рыбачка». (1874 год). Вёль(Франция).Илья Репин.

Одним из уникальных портретов, выполненных в этюдной манере Ильей Репиным является «Нищая. Девочка-рыбачка», который специалисты от искусства всего мира не без основания признали лучшим произведением русского живописца раннего периода.
На этом этюде художник изобразил стоящий в поле образ девочки-подростка с рыбацкой сетью в руках. Позади ее худенькой фигуры зритель видит простирающиеся пожелтевшие просторы с васильками, маками и густой пожухлой травой.

Девочка-подросток, позировавшая художнику — маленькая жительница Вёля. Она, как и многие другие, зарабатывала на хлеб, позируя приезжим художникам. Репину сразу же приглянулась девчушка своей яркой фактурой и непосредственностью. Однако написать с нее этюд оказалось не так просто, как думалось. Позже Репин писал своему другу: «девчонка позировала безобразно: она вертелась и кривлялась… и было весьма сложно зацепиться за ее образ».

Однако, невзирая ни на что, художнику все же удалось в этой случайной натурщице всего за один сеанс увидеть ее внутренний мир, состояние души, мысли, чувства, переживания. В результате художник оставил потомкам глубоко психологический портрет ребенка, на лице которого нет ни протеста, ни заинтересованности, ни страдания, а есть только легкая досада и безнадежность. Она как бы существует в этой жизни, покорно принимая удары судьбы на свои маленькие хрупкие плечики и не ожидая никакого сострадания от людей.

Самыми обычными красками художник в своей работе создал невероятное ощущение солнца, света, воздуха, а так же образ девочки, который по композиции весьма интересно расположен на холсте. Репин будто подводит зрителя к самому краю картины, и заставляет внимательно всматриваться в её тонкие взъерошенные волосы, загорелое личико, худенькую шею, выгоревшие брови и ресницы, в одежду в заплатках, загрубевшие детские руки в цыпках. А еще в грустное, отрешенно-задумчивое выражение глаз.

Поистине потрясающая работа мастера, после написания которой многие известные современники художника с уверенностью начали утверждать, что, написав «Нищую», Илья Репин впервые состоялся как великий портретист.

Удивительная судьба картины «Нищая. Девочка-рыбачка».

На удивление, эта работа мастера практически со времени его создания и по сей день хранится вовсе не в столичной галерее, как должно было быть, а в провинциальном Иркутском музее. А попала картина туда из частного собрания произведений живописи мецената Владимира Сукачёва, жившего в Иркутске до 1898 года.

Сукачев, будучи в те годы главой города, лелеял мечту создать в провинциальном музее коллекцию картин столичных живописцев. И небольшое полотно, размерами 74×50, купленое его отцом непосредственно в мастерской художника в 1880-е годы, было преподнесено в дар городу. Именно с тех пор этот шедевр, являясь жемчужиной экспозиции музея, хранится в Иркутске.

А в свое время руководство Третьяковки хитростью хотело заполучить шедевр, и лишь благодаря удачному стечению обстоятельств «Девочка-рыбачка» осталась в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва.

В 1930-е годы известный русский художник и историк-искусствовед Игорь Грабарь, обнаружив среди экспонатов музея «Нищую», пришел в неописуемый восторг и первым назвал это творение лучшим из раннего творчества Ильи Репина. Таким образом, дав высокую оценку, привлек к картине интерес специалистов Третьяковской галереи.

А в послевоенное время на этюд началась настоящая охота. Организаторы выставочных мероприятий в Третьяковке в 1948 году пошли на хитрую уловку, попросив директора Иркутского художественного музея привезти «Нищую» на выставку в Москву. Когда бесценный экспонат был доставлен, руководством галереи незамедлительно было написано в министерство культуры претензионное письмо, в котором говорилось о том, что бесценный шедевр русского классика должен выставляться и хранится в столице. Как отступную за него директору А.Д.Фатьянову предлагался портрет Л.Н.Толстого, кисти того же Репина, а также два этюда Сурикова.

Но тот не отступился от «Девочки-рыбачки», и нужно отдать должное отчаянному поступку тогдашнего директора, который обманным путем забрал этюд у реставраторов Третьяковки и тайно вывез его обратно в Иркутск. От неминуемой расправы Алексея Фатьянова тогда уберегла внезапная кадровая перестановка. Министр культуры и директор Третьяковской галереи были сняты с занимаемых должностей.

Уж поистине по тем временам героический поступок отчаянного директора позволил областному музею сохранить жемчужину русской живописи в своих стенах.

Опубликовал    07 авг 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

впорядкебреда

Мы придумываем человека, взяв за основу то, что он хочет нам показать… Со временем иллюзия может укрепиться, либо рассыпается в прах. Допустим, человек тебе, вроде бы, открылся… Вот, к образу добавился штрих и портрет становится более ясным, ярким- реальным… Так происходит до тех пор пока иллюзорного в нем остается все меньше. И вот, когда человек исчезает из твоей жизни, а портрет висит в галерее твоей памяти, ты любуешься своим творением- тщательно прорисованым из твоих первых впечатлений, ощущений, где-то в подреберьи, от его красоты и целостности… И ты смотришь на него каждый день и вдруг осознаешь- он фальшив до мельчайшего атома… Он плод твоего воображения, иллюзия до мозга костей… Ведь один главный штрих так и не нанесен- искренность.
Кстати, ты просто точка… соринка на стене его памяти.

Опубликовала  пиктограмма женщиныPoisivy  07 дек 2015

Убить — рука не поднимается, так хоть портрет повешу.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЕвгений Ханкин  03 фев 2019

Художник. Кисти. Масло. Холст. Портреты.
Слова. Любовь. Метафоры. Поэты.
Мечта. Ваятель. Глина. Бюст. Скульптура.
Мужчина. Образ. Женщина. Натура.

© Кляк_са 1532
Опубликовала  пиктограмма женщиныКляк_са  18 окт 2019