Место для рекламы

«Эти стихи, наверное, последние…» — как погибла поэтесса Елена Ширман

В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Елена отправилась в командировку в один из районов области. В августе в станице Ремонтное со всеми материалами редакции она была схвачена гитлеровцами и убита. Как погибла Елена Ширман стало известно лишь через 20 лет: сначала у нее на глазах расстреляли отца и мать, потом заставили рыть для них могилу. На следующий день, сняв с нее всю одежду, приказали рыть могилу для себя. Хотели поставить на колени и застрелить в затылок, но она не встала, и ей выстрелили в лицо.

Чуть позже ее учитель Илья Сельвинский скажет: «В поэзии Елена предельно откровенна, как бывают откровенны только большие поэты… Она широка и отважна… Перед нами замечательный поэт, сочетающий в себе философский ум с огромным темпераментом и обладающий при этом почерком, имя которого — эпоха».

На месте ее казни в тетрадке со стихами было найдено одно стихотворение, непохожее на остальные. Строки в нем нерифмованные, это, скорее, письмо, а не стих. Написано в самом начале войны. Стало быть, прощальное.

******

Эти стихи, наверное, последние,
Человек имеет право перед смертью высказаться,
Поэтому мне ничего больше не совестно.
Я всю жизнь пыталась быть мужественной,
Я хотела быть достойной твоей доброй улыбки
Или хотя бы твоей доброй памяти.
Но мне это всегда удавалось плохо,
С каждым днем удается все хуже,
А теперь, наверно, уже никогда не удастся.
Вся наша многолетняя переписка
И нечастые скудные встречи —
Напрасная и болезненная попытка
Перепрыгнуть законы пространства и времени.

…Ты это понял прочнее и раньше, чем я.
Потому твои письма, после полтавской встречи,
Стали конкретными и объективными, как речь докладчика,
Любознательными, как викторина,
Равнодушными, как трамвайная вежливость.
Это совсем не твои письма. Ты их пишешь, себя насилуя,
Потому они меня больше не радуют,
Они сплющивают меня, как молоток шляпу гвоздя.
И бессонница оглушает меня, как землетрясение.
…Ты требуешь от меня благоразумия,
Социально значимых стихов и веселых писем,
Но я не умею, не получается…
(Вот пишу эти строки и вижу,
Как твои добрые губы искажает недобрая «антиулыбка»,
И сердце мое останавливается заранее.)
Но я только то, что я есть — не больше, не меньше:
Одинокая, усталая женщина тридцати лет,
С косматыми волосами, тронутыми сединой,
С тяжелым взглядом и тяжелой походкой,
С широкими скулами, обветренной кожей,
С резким голосом и неловкими манерами,
Одетая в жесткое коричневое платье,
Не умеющая гримироваться и нравиться.
И пусть мои стихи нелепы, как моя одежда,
Бездарны, как моя жизнь, как все чересчур прямое и честное,
Но я то, что я есть. И я говорю, что думаю:
Человек не может жить, не имея завтрашней радости,
Человек не может жить, перестав надеяться,
Перестав мечтать, хотя бы о несбыточном.
Поэтому я нарушаю все запрещения
И говорю то, что мне хочется,
Что меня наполняет болью и радостью,
Что мне мешает спать и умереть.

…Весной у меня в стакане стояли цветы земляники,
Лепестки у них белые с бледно-лиловыми жилками,
Трогательно выгнутые, как твои веки.
И я их нечаянно назвала твоим именем.
Все красивое на земле мне хочется называть твоим именем:
Все цветы, все травы, все тонкие ветки на фоне неба,
Все зори и все облака с розовато-желтой каймою —
Они все на тебя похожи.
Я удивляюсь, как люди не замечают твоей красоты,
Как спокойно выдерживают твое рукопожатье,
Ведь руки твои — конденсаторы счастья,
Они излучают тепло на тысячи метров,
Они могут растопить арктический айсберг,
Но мне отказано даже в сотой калории,
Мне выдаются плоские буквы в бурых конвертах,
Нормированные и обезжиренные, как консервы,
Ничего не излучающие и ничем не пахнущие.
(Я то, что я есть, и я говорю, что мне хочется.)
…Как в объемном кино, ты сходишь ко мне с экрана,
Ты идешь по залу, живой и светящийся,
Ты проходишь сквозь меня как сновидение,
И я не слышу твоего дыхания.
…Твое тело должно быть подобно музыке,
Которую не успел написать Бетховен,
Я хотела бы день и ночь осязать эту музыку,
Захлебнуться ею, как морским прибоем.
(Эти стихи последние, и мне ничего больше не совестно.)

Я завещаю девушке, которая будет любить тебя:
Пусть целует каждую твою ресницу в отдельности,
Пусть не забудет ямочку за твоим ухом,
Пусть пальцы ее будут нежными, как мои мысли.
(Я то, что я есть, и это не то, что нужно.)

…Я могла бы пройти босиком до Белграда,
И снег бы дымился под моими подошвами,
И мне навстречу летели бы ласточки,
Но граница закрыта, как твое сердце,
Как твоя шинель, застегнутая на все пуговицы.
И меня не пропустят. Спокойно и вежливо
Меня попросят вернуться обратно.
А если буду, как прежде, идти напролом,
Белоголовый часовой поднимет винтовку,
И я не услышу выстрела —
Меня кто-то как бы негромко окликнет,
И я увижу твою голубую улыбку совсем близко,
И ты — впервые — меня поцелуешь в губы.
Но конца поцелуя я уже не почувствую.

Справка: Елена Михайловна Ширман (19081942), советская поэтесса. Выпускница Литературного института им. А.М. Горького. Публиковалась в московских журналах «Октябрь» и «Смена». Литературный консультант газеты «Пионерская правда».

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Перельмутер  03 июн 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

Был такой удивительный актер Александр Вокач.
О нем мало вспоминают, хотя фильмы с его участием показывают каждую неделю. Девять лет мы проработали с ним в Современнике, были партнерами по сцене, играли в одних спектаклях. Я имел возможность наблюдать за ним.
Тихий, добрый, застенчивый человек. Из семьи потомственной московской технической интеллигенции. Мега-талантливый актер с несоветской внешностью. С удивительным тембром голоса, узнаваемым сразу.
Посмотрите на его фильмографию: герцог, рыцар…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлександр Меркулов  23 мар 2019

Только что узнал, что умерла Ирина Бржевская. Еще два месяца назад! И ни слова в новостях, ни звука на ТВ!((Стыдно! Стыдно за наше эстрадное братство, которое давно уже лишь бляд*тво. Про всякое дерьмо, про каждый их пук и срак пишут каждый день, а проводить достойно легендарную певицу, одну из последних из той блестящей плеяды звезд 50−60 — нет! — на это ни ума, ни сердца не хватает.
Когда-то она была суперпопулярна. Молодым ее имя ничего не скажет, а вот старшему поколению — многое. Оно из тог…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлександр Меркулов  13 июн 2019

У меня странное отношение к смерти

Первая серия «Места встречи» должна была начинаться с фронтового эпизода, где Шарапов и Левченко выносят из боя раненого языка. В роли языка — старший сын Марины Влади.
Дубль за дублем промокшие актеры лезли в ледяную воду. После съемок Высоцкий заметил у Павлова на спине следы от банок — Витя только что перенес воспаление легких и вышел из больницы. Но героический пролог в картину не вошел, из-за этой сцены исчезала интрига последней серии в банде…
Птиц Витя любил с детства и разводил всю жизнь…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлександр Меркулов  25 авг 2019