Место для рекламы

Почему 8 сентября отмечается день памяти инока-воина Пересвета

Почему 8 сентября отмечается день памяти инока-воина Пересвета?
8 сентября на Куликовом поле первым принял смерть в бою инок-воин Пересвет, указав русской рати путь к победе. И победа, столь важная для Руси, была достигнута, хоть и была битва крайне тяжела и кровава. А Александр Пересвет с этого дня навечно вошел в народную память.

Сведения о великой битве и подвиге Пересвета сохранили многие литературные источники Древней Руси. В них имеются определенные разночтения, но в главном они все сходятся, описывая роль Пересвета в Куликовской битве.

Пожалуй, наиболее образно и эмоционально подвиг инока-воина отражен в «Сказании о Мамаевом побоище», созданном вскоре после окончания легендарного сражения. «Пришел из Орды ордынской князь Мамай с единомышленниками своими, со всеми князьями ордынскими, и со всею силою татарскою и половецкою, а еще нанял в войско басурман… А с Мамаем в единой мысли и в единой думе литовский князь Ягайло Ольгердович, со всею силою литовскою и с польскою, с ними же в союзе и князь Олег Иванович Рязанский со всеми своими советниками. И пошел на великого князя на Дмитрия Ивановича Московского».
Великая опасность нависла над Русью, но накопила она уже силы после страшных ордынских опустошений и готова была принять бой за свою свободу. Под знамя великого князя Дмитрия стекались полки со всей земли русской. Пока русские силы собирались в Москве и под Коломной, великий князь отправился в Троицкий монастырь, чтобы получить благословение преподобного Сергия Радонежского. Летописи повествуют, что после благословения князь обратился к Сергию: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю, тем ты и сам нам поможешь». И преподобный Сергий «повелел своим воинам, старцам Александру и Андрею, готовиться. Они известны были как великие наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались».
В летописях подчеркивается, что до принятия иночества Пересвет был великим воином, не раз встававшим на защиту родной земли. «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел, величеством же и шириною всех превзошел и умел был к воинскому делу и наряду». Определенные разночтения есть в том, откуда богатырь родом, но большинство летописных источников называют его брянским боярином. А после того, как княживший в Брянске Дмитрий Ольгердович «отъехал» на службу к Дмитрию Московскому, перебравшись со своей дружиной и боярами в Переяславль-Залесский, Пересвет, как и Ослябя, стали послушниками в Троице-Сергиевом монастыре.

Утверждение летописей о том, что Пересвет и Ослябя братья, пожалуй, не стоит понимать в буквальном смысле. Более вероятно, что они были побратимами, что тогда было широко распространено среди воинов, или же братьями-иноками — монахами одной обители.

Отправляя монахов на воинский подвиг, Сергий дал им нетленное оружие — крест Христов, который иноки нашили на схимы (монашеское облачение). «И повелел им вместо шлемов возложить его на себя» — видимо, подразумевается монашеский головной убор в виде колпака с капюшоном, который носили схимники. Благословив иноков, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!». Завет Сергия Радонежского иноки-воины выполнили с честью.

Начало сражения подробно описано в летописях. «И поднялся царь Мамай с тремя князьями на высокое место, чтобы видеть кровопролитие человеческое, где съезжаются удалые люди с обеих сторон. Выехал из его войска громадный татарин, подобный древнему Голиафу, видеть даже страшно. Трею сажень высота его, а дву сажень ширина его, межу плеч у него сажень мужа доброго, а глаза его, аки пивной котел, а межу ушей у него стрела мерная, а межу очи у него, аки питии чары, а конь под ним, аки гора великая». Конечно, летописи преувеличивают силу ордынского богатыря, но, видимо, воином он был великим. В тот период общему сражению часто предшествовали схватки богатырей, и Челубей (Темир-мурза, Таврул), как называют ордынца летописи, готов был сразиться с любым русским воином.

Принять его вызов решил Пересвет, обратившийся к великому князю: «Тот ищет противника себе, я хочу выступить против него с оружием. Ведь если я не выступлю против безбожного, то все вы будете от него побеждены». Получив разрешение князя, он обратился к воинам: «Отцы и братья, простите меня, грешного, и благословите. И ты, брат Ослабя, моли Бога за меня». Направляя коня в сторону Челубея, Пересвет промолвил: «Святой преподобный Сергий, помогай своими молитвами святыми».

Бой богатырей был коротким, они сшиблись с такой силой, что оба упали мертвыми, но Пересвет на какие-то мгновения дольше продержался в седле и упал головой в сторону противника, а это для всего русского войска предвещало победу в тяжелейшем сражении.

Победа в Куликовской битве была полной, но далась очень дорогой ценой. Летописи передают, что после битвы Дмитрий Московский объезжал поле кровавой сечи. «Приехал князь великий на другое место и нашел тут лежащим Пересвета Александра, чернеца брянского, тут же лежит и Таврул татарин, уподобляясь древнему Голиафу. И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Видите ли, братья, русские сыны, многим было испить от него смертную чашу, но его победил Пересвет».

Погибших русских воинов хоронили на поле битвы, но Пересвета князь распорядился перевезти в Москву. Похоронили инока-воина рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Симоновом монастыре. Позднее рядом с ним похоронили и Ослябю, который был ранен в битве, но остался жив. В летописях есть упоминания, что после Куликовской битвы он несколько раз выполнял ответственные поручения великого князя Дмитрия и даже ездил в Царьград.

В XVIII веке при перестройке монастыря обнаружили кирпичный склеп, где на надгробных камнях не было надписей (так хоронили монахов). Под надгробиями находились гробы Пересвета и Осляби. С этого времени могилы иноков-воинов стали местом поклонения.

В 1928 году Симонов монастырь закрыли, и могилы героев Куликовской битвы оказались на территории завода «Динамо». Храм, где они находились, частично сохранился, перестроенный для заводских нужд. В 1980 году, когда отмечалось 600-летие Куликовской битвы, могилы Пересвета и Ослябя были отнесены к памятникам, охраняемым государством. Могилы были облагорожены, но продолжали оставаться на территории завода. Только в 1988 году церковь была отделена от территории завода, и к могилам иноков появился свободный доступ.

Память иноков-воинов всегда чтилась народом. Их именами традиционно называли боевые корабли русского флота. Уже в этом веке имя «Пересвет» дали скоростному поезду Москва-Санкт-Петербург.

Стоит отметить, что день памяти святого преподобного воина-схимника Александра Пересвета отмечается не только 8 сентября. Его и Андрея Ослябю поминают на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), а также в дни: «Всех Московских святых» — воскресенье перед 8 сентября, «Всех Тульских святых» — 22 сентября, «Всех Брянских святых» — 3 октября, «Всех Радонежских святых» — 19 июля.

Опубликовал    15 сен 2020
0 комментариев

Похожие цитаты

Смирение воина и смирение нищего — разные вещи. Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволит опустить голову перед ним. Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метет пол перед тем, кого считает выше себя. Но тут же требует, чтобы те, кто ниже него, мели пол перед ним.

Опубликовал  пиктограмма мужчинытитус  28 июн 2012

Не тот воин, кто воюет, а тот кто мир стережет!

Опубликовала  пиктограмма женщиныВитаминка D  20 авг 2013

Бессмертный полк. (стихи к песне)

http://novosti33.ru/wp-content/uploads/2016/04/bessmertny.polk_-1.png

Военных лет затихло эхо где-то,
Сражений гул под мирным небом смолк,
Но в День Победы с фотографий и портретов
Герои смотрят — наш Бессмертный полк.

Здесь генералы, офицеры с рядовыми…
Им салютует русская земля,
Сыны и дочери и павшие с живыми
У стен проходят древнего Кремля,

По площадям, по улицам России —
Плечом к плечу — с потомками в строю.
Их подвиг помним, поимённо не забыли,
Погибших всех, — за Родину в бою.

Опубликовала  пиктограмма женщиныTatyana Tatyanka  12 мая 2017