Место для рекламы

Конфликты отечественных писателей и поэтов

Читатели привыкли искать в биографиях гениальных классиков только добрые примеры для подражания. Но великие писатели и поэты — живые люди, которым тоже свойственны страсти и пороки. В истории русской литературы есть немало историй громких конфликтов, ссор и даже дуэлей, с помощью которых гении отстаивали свои принципы, идеологию, боролись с плагиатом, защищали честь своих женщин и просто выражали творческий протест «неприятным» коллегам по цеху.

Почему Булгаков и Маяковский ненавидели друг друга

Булгаков и Маяковский не сошлись не только в литературном, но и в идеологическом плане. Неприязнь между ними возникла еще до личной встречи.
Футурист Маяковский был «рупором пролетариев», поддерживал большевиков и в определенный период своей жизни был ярым сторонником революции. Он не мог терпеть глубокого и сдержанного Булгакова, не имевшего четких политических взглядов. Когда булгаковская пьеса «Дни Турбиных» была допущена к постановке, Маяковский пришел в бешенство и призывал народ игнорировать спектакли.

Михаилу Афанасьевичу, получившему блестящее образование и успевшему поработать врачом, «дворовый» поэт тоже был чужд и непонятен. Но открытой неприязни он не проявлял и промолчал даже тогда, когда противник безжалостно «разгромил» его в своем сатирическом произведении «Клоп».
В середине 20-х годов два гения впервые увиделись в редакции. Свидетели встречи рассказывали, что ценители меткого словца смотрели друг на друга с вызовом и обменивались безобидными колкостями.

Серьезных конфликтов и ссор в реальной жизни между ними не было, литераторы могли мирно поговорить в общей компании и даже поиграть в бильярд. Для баталий они использовали только литературу и театр.

К 1930 году Булгаков находился в трудном финансовом положении. Его произведения не печатались и подвергались жесткой критике, пьесы были запрещены к постановке. Доведенный до отчаяния, писатель задумывался о самоубийстве. Но его опередил Маяковский, дела которого в это время тоже шли не лучшим образом. Современники утверждали, что Булгаков был шокирован и опечален этим событием. Некоторые считали, что смерть Маяковского спасла Михаила Афанасьевича от такого же трагического конца.

Как Тургенев поссорился с Достоевским

Иван Сергеевич Тургенев прослыл одним из самых скандальных литераторов своего времени. Он конфликтовал с Некрасовым, Гончаровым и Достоевским, а Толстой даже вызвал писателя на дуэль, которая в итоге так и не состоялась.

Достоевский познакомился с Тургеневым в 1845 году и, как часто бывало у писателя, поначалу проникся большой симпатией к новому знакомому. Проиграв в казино, Федор Михайлович даже занимал у Тургенева крупную сумму, которую смог вернуть только спустя 11 лет.

Однако, под влиянием идейных и философских противоречий дружественные отношения постепенно переросли в антипатию. Федор Михайлович поддерживал идеи монархизма, православия и славянофильства, чего убежденный западник и атеист Тургенев никак не мог принять.

В 1867 году между писателями произошел окончательный разрыв. Тургенев нещадно критиковал труды своего антагониста, считая его выскочкой и хвастуном. Роман «Преступление и наказание» он назвал «продолжительной холерной коликой». А Федор Михайлович тонко отвечал ему в своем творчестве. Например, Тургенев стал прообразом Кармазинова — тщеславного и устаревшего в творческом плане литератора из романа «Бесы».

Почти за год до своей смерти Достоевский предпринял попытку примирения. При произнесении Пушкинской речи на заседании любителей российской словесности он отметил тургеневскую Лизу Калитину в числе замечательных художественных героинь. Но Иван Сергеевич оставил этот жест без внимания и сохранил свою неприязнь даже после смерти Достоевского, едко сравнивая его с Маркизом де Садом.

За что Мандельштам отомстил Алексею Толстому

По воспоминаниям современников, Мандельштам был эмоциональной личностью и принципиальным человеком. Он бесстрашно противостоял обидчикам, если дело касалось его чести, а некоторых даже вызывал на дуэли. Одно из таких противостояний стоило поэту карьеры и жизни.

В 1932 году московский писатель Амир Саргиджан, находясь в подпитии, позволил оскорбления и рукоприкладство в адрес Мандельштама и его супруги Надежды Яковлевны. Такого Осип Эмильевич не смог оставить без ответа и обратился в товарищеский суд.

Судьей по этому делу был выбран писатель и «красный граф» Алексей Толстой. В итоге Саргиджана обязали вернуть Мандельштаму 40 рублей долга, и то — по возможности. А оскорбление Надежды Яковлевны, с которым поэт обратился в суд, вообще оставили без внимания.

Мандельштам был вне себя от ярости и заявил Толстому, что никогда ему этого не простит. Возможность отомстить представилась ему только спустя два года. Встретившись с «красным графом» в издательстве, поэт у всех на глазах дал ему пощечину со словами: «Я наказал палача, выдавшего ордер на избиение моей жены». Толстой проявил графскую сдержанность и ничем не ответил на дерзость оппонента. Но для Мандельштама это поступок возымел самые печальные последствия.

Инцидент получил широкую огласку, и общественность в этом конфликте оказалась не на стороне поэта. Одним из первых на этот счет высказался Максим Горький: «Мы ему покажем, как бить русских писателей!».

Спустя время Мандельштама арестовали. Некоторые коллеги по цеху связывали это с той самой пощечиной «графу». Сам поэт был уверен, что дело в антисталинском стихотворении «мы живем, под собою не чуя страны», которое Пастернак справедливо назвал «самоубийством».

Мандельштам умер в пересыльном лагере от сыпного тифа. Настоящая литературная слава пришла к нему спустя много лет после смерти, а его жизнь стала символом трагической судьбы поэта советского времени. Ахматова назовет Толстого отвратительным антисемитом, который «стал причиной смерти лучшего поэта того времени».

Ревность Бунина к славе Набокова

Нобелевский лауреат Иван Бунин по праву считается одним из самых значимым литераторов своего времени. Однако, существенный вклад в развитие русской прозы не помешали писателю прослыть бесцеремонным и «желчным» эгоистом, не стесняющимся в выражениях. Горького он называл «чудовищным графоманом», Маяковского — «циничным и вредным слугой советского людоедства», а Зинаиду Гиппиус — «необыкновенно противной душонкой».

Особого внимания заслуживают напряженные отношения Бунина с Набоковым. Они родились с разницей в 30 лет, и когда Бунин уже был литературным мэтром, Набоков вставал на писательский путь. Начало их знакомства можно охарактеризовать как отношения учителя и восхищенного ученика. В 1921 году Набоков отправил письмо своему кумиру, в котором просил дать оценку своим стихам.

Время от времени Иван Алексеевич отпускал сдержанную похвалу в адрес юного писателя и говорил, что никого из начинающих с ним не сравнится.
Постепенно из несмелого новичка Набоков превращался в самодостаточного автора со своим специфическим почерком. Его стали признавать в литературном мире, а число поклонников стремительно увеличивалось.

В окружении Бунина все чаще отмечали, что Набоков — его единственный конкурент. Стареющий гений не желал мириться с таким положением вещей и начал ревновать названого ученика к его популярности.

Спустя много лет дружеского общения в письмах два гения случайно встретились в ресторане. Набокова эта встреча разочаровала — оказалось, что кумир ему совсем неинтересен. Позже писатели неоднократно встречались в кругу общих знакомых, но общение было холодным и «удручающе-шутливым». Ученик саркастично называл мэтра «Лексеич Нобелевский» и высмеивал свойственную ему надменность. В 1933 году Набоков писал жене, что Бунин стал похожим на «старую тощую черепаху…». В это время он уже без стеснения проявлял свое превосходство и брезгливо-снисходительное отношение к старому мастеру, который когда-то вызывал у него юношеское восхищение.

К концу жизни Бунин открещивался от первой встречи с Набоковым, называя его «шутом гороховым» и заявляя, что ни в каком ресторане он с ним не сидел.

Что не поделили Бродский и Евтушенко

Евтушенко и Бродский познакомились в 1965 году после возвращения второго из ссылки за «тунеядство». Примечательно, что именно Евтушенко возглавлял компанию по освобождению молодого поэта-бунтаря, в которой также участвовал Жан-Поль Сартр, итальянские политики и другие влиятельные личности XX века.

Вернувшегося из ссылки поэта Евгений Александрович позвал в ресторан «Арагви». Первое время они были очень дружны, Бродский даже выступал на поэтическом вечере Евтушенко. Но когда в 1972 году встал вопрос о высылке первого из СССР, их отношения резко изменились. После одной из бесед в здании КГБ Иосиф Александрович случайно столкнулся со старым товарищем. Евтушенко пришел туда, чтобы забрать «антисоветские» книги, конфискованные на таможне. Бродский тут же заподозрил его в сотрудничестве со спецслужбами и стукачестве. С годами эта обида только усиливалась, обрастая все большей недосказанностью.

По прибытии Бродского в США Евтушенко поспособствовал его зачислению в преподавательский состав Квинс-колледжа. Но когда поэт сам захотел там преподавать, Бродский решил ему отомстить и отправил руководству колледжа письмо, где предлагал отказать советскому литератору в работе. Позже Евгений Александрович прочитал это письмо и был глубоко потрясен.

С тех пор поэты больше не виделись и не разговаривали, но Евтушенко прилетел на похороны Бродского в Нью-Йорке, а в своих интервью он рассказывал, что эта ссора стала главной раной в его жизни.

Опубликовал    25 ноя 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

1) Мужчина прощает женщине все, кроме превосходства в остроумии.

2) Тот, кто по-настоящему знает себя, — мудрец; а тот, кто по-настоящему знает своего соседа — гений

3) Невзрачное личико и плохая фигура многим женщинам помогли попасть в рай

4) Чтобы держать мужчину в руках, надо прежде всего держать в руках себя.

5) Мужчина нежен лишь для того, чтобы мучить; женщина мучит лишь для того, чтобы дать волю нежности.

-------------------
Опыт — хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета.

Опубликовала  пиктограмма женщиныnErlli  26 июл 2012

Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПарадоксов Друг  01 мар 2013

Двадцать пять

25 ЛЮБИМЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

1. Антон Чехов
2. Фёдор Достоевский
3. Лев Толстой
4. Василий Шукшин
5. Сергей Довлатов
6. Франц Кафка
7. Михаил Зощенко
8. Стефан Цвейг
9. Ги де Мопассан
10. Сомерсет Моэм
11. Чингиз Айтматов
12. Акутагава Рюноскэ

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  17 июл 2016