Место для рекламы

Среди тысяч сумею узнать я, —
Так близка и знакома она! — 
Эту девочку в розовом платье,
Что столетье глядит с полотна.

Так под сенью домашнего крова,
В тихом свете любви и весны,
Всё живет на картине Серова
Юность прежней, сожжённой страны.

ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ И КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ
ВЕРЫ МАМОНТОВОЙ

Один из самых знаменитых женских портретов в русской живописи появился благодаря счастливому стечению обстоятельств: двенадцатилетняя Вера Мамонтова, разгорячённая уличной игрой, вдруг вбежала в дом и присела за стол, взяв в руки персик, а молодой художник Серов, гостивший в усадьбе её отца, предложил девочке позировать…

Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником. И девочка своя — самая живая, самая любимая. «Абрамцевская богиня», как называли потом Верочку все — и художники, и родители.

Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с самых ранних юношеских лет, он жил здесь весёлой и привольной жизнью. Так и в этот раз быстро уехать отсюда ему не удалось, хотя он и стремился навестить своих родных.

Она любила пошалить, задирала своего друга-художника, любила с ним прокатиться верхом или на лодке, и Валентин Серов не раз заговаривал о её портрете. Уж очень была красочной эта милая девочка-подросток: яркие губы, тёмные волосы, тёмные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, чуть-чуть ещё пушистая по-детски, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая… И Серов стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость… Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!» А она, мило и лукаво капризничая, отвечала: «Ты же замучишь меня… Скучно сидеть, лето…».

Здесь, в Абрамцеве, Валентин Серов и написал один из самых молодых портретов в русской живописи. Не только потому, что на ней изображена 12-летняя девочка и что молодым был писавший её художник. Главное заключалось в том, что детское счастье Верочки Мамонтовой и её безоблачность совпали со счастьем самого художника. Писал он ежедневно, около трёх месяцев, но его «муки творчества» зрителю незаметны, так и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения.

Нет, наверное, сейчас человека, который бы не знал этого живописного произведения. Портрет Веры Мамонтовой стал чем-то гораздо большим, чем просто этюд с натуры, недаром за ним прочно закрепилось название «Девочка с персиками». Это была именно картина, а не портрет, так как полотно это переросло всякие представления о портрете.

«Все помнят, — пишет искусствовед В. Смирнова-Ракитина, — угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с чёрным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как её лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клёна, персики и серебряный нож. За окном светлый-светлый летний день, в стёкла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева…».

Вот, казалось бы, и всё, что изобразил на своей картине Валентин Серов. А вместе с тем это целый роман о людях, которым принадлежит дом, сад, все эти вещи; это история девочки, рассказ о её характере, о её переживаниях — чистых, ясных и юных. Внутренний мир героини интересовал художника не сложными противоречиями, не глубокими психологическими нюансами, а именно своей естественной простотой и целомудрием. В её мягком, но умном и энергичном личике Валентин Серов словно бы предугадал будущее. Может быть, сам того не сознавая, художник рассказал в этом полотне всё, что он знал о Мамонтовых, показал всё, что любил в них — в их семье и в их доме.

Портрет стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи. Никто не верил, что этому художнику всего 22 года.

«Девочка с персиками» — начало славы Валентина Серова, его точка отсчёта. А как сложилась судьба девочки?

Через девять лет после «Девочки с персиками» ещё один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского. Вскоре подарок уже висел над письменным столом её мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства Москвы.

Популярность его среди православных была так велика, что когда летом 1917 года избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин. Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба — это был приход Самариных, живших неподалёку. Позже церковь уничтожили коммунисты, сейчас на этом месте часовня — прямо рядом с выходом из метро «Арбатская».

Радовались за них все — новобрачные давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой. Поселились молодожёны в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павловского Посада. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка. В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года — второй сын, Сергей.

А в декабре 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и… Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного. Вере было всего 32 года. Все заботы о детях взяла на себя её сестра Александра Саввична. Александр Дмитриевич пережил Веру на четверть века. Больше он никогда не женился.

В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы. В 30-е годы храм был закрыт и разграблен коммунистами, и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений.

Сам Александр Дмитриевич после большевицкого переворота неоднократно арестовывался, содержался в советских тюрьмах. В 1926 году он был приговорён Особым совещанием при коллегии ОГПУ к ссылке в Якутию. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза. В июне 1929, после окончания срока ссылки, Александр Дмитриевич переехал на жительство в Кострому, где был чтецом, певцом и регентом в храме Всех Святых. Весной 1931 был в последний раз арестован, содержался в костромской тюрьме. Умер в январе 1932 года.
_____________________

Опубликовал    10 июн 2019
1 комментарий

Похожие цитаты

Умер один. Ушел оплеванным.

Госпожа удача не была благосклонна к Владимиру Мотылю.
Все фильмы дались режиссеру кровью — «Женя, Женечка и Катюша» была признана худшей картиной года по опросу журнала «Советский экран» и названа позором Советской армии.
Мотыля ненавидел Ермаш, тогдашний заведующий сектором кино, а позже — председатель Госкомитета Совета Министров СССР по кинематографии.
Первая картина Владимира «Дети Памира» была выдвинута на Ленинскую премию, и весь комитет проголосовал «за», но Ермаш заставил всех переголос…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛюдмила Карнакова  28 фев 2019

Был такой удивительный актер Александр Вокач.
О нем мало вспоминают, хотя фильмы с его участием показывают каждую неделю. Девять лет мы проработали с ним в Современнике, были партнерами по сцене, играли в одних спектаклях. Я имел возможность наблюдать за ним.
Тихий, добрый, застенчивый человек. Из семьи потомственной московской технической интеллигенции. Мега-талантливый актер с несоветской внешностью. С удивительным тембром голоса, узнаваемым сразу.
Посмотрите на его фильмографию: герцог, рыцар…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлександр Меркулов  23 мар 2019

50 лет назад,в 1969 году,в ленинградском Доме кино состоялся премьерный показ художественного фильм режиссёра Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

Вы, наверное, знаете, что у легендарного таможенника Верещагина был реальный прототип.
История известная, мне ее в свое время рассказал Владимир Мотыль, снявший «Белое солнце пустыни».
Поручик Михаил Дмитриевич Поспелов. Даже внешне — копия Верещагина.
Только наш в кино седой, а оригинал был рыжеусый, за что и получил от врагов прозвище «Красный шайтан». И, в отличие от героя Луспекаева, не погиб, а дожил до статуса персонального пенсионера Узбекской ССР и умер уже в 1960-х, незадолго до выхода…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлександр Меркулов  30 мая 2019