Место для рекламы

Владимир Качан. Про друга

Задорнов внезапно исчез. По словам Максима Галкина, его обнаружили стоящим на дороге с травмой головы только через три часа. Миша не понимал, в какой точке пространства находится, и не знал, что произошло.

— Прошло уже три с половиной месяца после Мишиного ухода. Боль утраты не отпускает, но зная его характер, убежден: Задорнов был бы против постоянных сетований. Впрочем, не могу сказать о нем «был» — как и о Лене Филатове. Оба моих друга всегда рядом.

С Мишей нас связывали пятьдесят семь лет жизни. Познакомились еще в Риге, где оба выросли, — на тренировке по настольному теннису в школьной секции. Я тогда ходил в седьмой класс, Миша — в шестой. Он любил вспоминать, как однажды после проигрыша я решил взять реванш. И надменно спросил, скольких девочек Задорнов уже поцеловал. Покраснев, он соврал, что одну. В ответ я с нахальством опереточного любовника небрежно сообщил, что у меня за плечами уже семьдесят пять, и показал свою записную книжку, в которой фамилии оцелованных были отмечены галочками.

Тогда он тоже завел себе блокнот, в который переписывал фамилии с обложек книг из папиной библиотеки. Естественно, переводя фамилии писателей в женский род. В списке его побед значились Толстая, Островская, Полевая, Шолохова… Но у меня перечень всегда оказывался длиннее и разнообразнее. «Видимо, Качан переписывал фамилии прямо из телефонной книги», — позже резюмировал Миша. Он любил живописать эту историю на своих концертах.

В Риге мы жили в ста пятидесяти метрах друг от друга. Я на улице Свердлова, Миша — на Кирова. Встречались на углу, у местных мальчишек он назывался «пятак», и шли гулять в Стрелковый сад.

Я хорошо знал Мишиных родителей Елену Мельхиоровну и Николая Павловича. Задорнов-старший был крупным писателем, лауреатом Сталинской премии. Писал о Дальнем Востоке. А я родился в Уссурийске. Спустя полжизни Дальний Восток объединит нас всех снова: Миша поставит на берегу Амура памятник отцу. В судьбе ничего не бывает случайным, надо только уметь замечать.

Задорновы жили в элитном доме, их квартира всегда поражала меня, сына «воина-освободителя», а сейчас бы сказали «советского оккупанта», солидностью и размерами. Забегая вперед, скажу, что когда распался СССР и прибалты познакомились со словом «реституция», у здания нашелся прежний владелец. К счастью, Миша уже заработал себе возможность переселить семью в другое место. Николай Павлович до этого не дожил.

Миша уже в детстве совершал попытки идеологических диверсий, на которые впоследствии была так богата его творческая жизнь. Одно время мы выступали в школьном хоре и с пионерским энтузиазмом распевали всяческую чушь. Поначалу я искренне пытался понять смысл того, о чем поем. Однажды не вытерпел, отозвал друга в сторону с вопросом: «Как считаешь, что означает строчка в песне о Гагарине „Простой советский паренек, сын столяра и плотника“? А еще про партизана Железняка: „Он шел на Одессу, а вышел к Херсону“? Этот красноармеец плохо знал географию или собирался дезертировать?»

Мы начали вдумываться в тексты. Когда я спросил у руководителя хора Доры Соломоновны, что значит название песни «Счастье иметь тебя, Родина», она стала обходить нас стороной. Вскоре нас с Задорновым из хора выгнали — за глумление над творчеством советских композиторов. И об этом Мишка не раз рассказывал в концертах. Как и о наших «Ходоках у Ленина».

Поставить спектакль к очередной годовщине Октябрьской революции решила наша историчка. Мы играли ходоков, представляя их по известной всем картине Владимира Серова. Ни лаптей, ни зипунов в наличии не оказалось, с бородами и изможденными лицами тоже не сложилось. Сгорбились, выпустили рубашки, подвернули брюки и наизнанку надели ушанки — в таком виде вышли на сцену. Одноклассница Оля Дзерук, игравшая секретаршу, строго спросила — по сценарию:

— По какому вопросу к Ильичу?

— Сестрица, землицы бы нам.

Тут мы с Задорновым имели неосторожность переглянуться и будто заново друг друга увидели. Внезапно оба осознали, что в таком виде к Ленину не ходят. По идее, секретарше следовало вызвать Дзержинского, чтобы немедленно нас расстрелять — за циничное глумление над трудовым крестьянством. Какая землица? На кой она розовощеким, спортивного вида подросткам? Хохот накрыл нас лавиной. Спектакль закончился, по большому счету так и не начавшись.

Что и говорить, много было у нас общих приключений! Начинающие сатирики часто шутят весьма грубовато. И однажды, лет в шестнадцать, Миша прогулялся по городу переодетым в девушку. Сделали ему соответствующий макияж — помогала старшая сестра Мила, надели черные чулки, туфли на высоком каблуке, даже нацепили ретрошляпку с вуалькой. И мы с ним на центральной улице Риги изображали ссорящуюся пару.

Мише было сложнее. Непривычные туфли сильно жали, а ему приходилось имитировать женскую походку. Но даже прихрамывая, он не забывал развязно вихлять бедрами и что-то выговаривать мне в манере вокзальной шлюхи. На нас начали обращать внимание мужчины — вернее на задорновские ножки. Видимо, местные донжуаны надеялись, что «парочка» сейчас окончательно рассорится и у них появится шанс. Но тут у Миши спустился чулок и он шмыгнул в ближайшую подворотню, чтобы его поправить.

«Кавалеры» как бы невзначай топтались неподалеку. Один, самый наглый, подошел поближе, чтобы лучше видеть. Задорнов нарочито косолапо двинулся на эротомана и баском рявкнул: «Чё надо? Чё те надо? Я вот тебе щас как дам! Пшел отсюда!» Мужик, конечно, пустился наутек. Да и мы путь домой проделали бегом, при этом Задорнов, сняв туфли, в одних сползающих чулках несся за мной с визгом: «Когда будешь алименты платить?» Можно считать, это был тест на преодоление застенчивости будущего эстрадного сатирика.

Наша десятая школа считалась элитной, но в ней, как и всюду, заставляли проходить производственное обучение. Мы с Мишкой стали токарями первого разряда. А одноклассница Задорнова и его будущая жена Велта — чертежницей-деталировщицей, что, думаю, в дальнейшем очень помогло ей стать профессором и преподавать английское языкознание в МГУ.

Получив аттестат, я уехал в Москву и поступил в Щукинское училище. Поселился в общежитии в одной комнате с Борей Галкиным и Леней Филатовым, вскоре мы стали закадычными друзьями.

Годом позже в столицу прибыл и Миша — перевелся из Рижского политехнического в Московский авиационный институт. Как потом с юмором вспоминал, «научился играть в преферанс, пить пиво… бренчать на гитаре… отсыпаться после бессонных ночей на лекциях… И разливать бутылку водки с завязанными глазами по булькам на равные доли по стаканам».

На третьем курсе я пригласил друзей-однокашников в Ригу на зимние каникулы. И мы приехали — Боря, Леня и Наташа Варлей, в которую Филатов был влюблен. Двумя годами раньше вышла знаменитая «Кавказская пленница», и Варлей знала вся страна. Как раз в те дни в нашей рижской школе проходила встреча выпускников. Можете представить, какой фурор произвело наше появление! Даже попросили выступить со сцены: мы с Филатовым и Галкиным что-то пели, Наташа рассказывала о съемках у Гайдая. Позже Миша вспоминал: «От Вовкиных друзей шла необыкновенная энергия свежести».

Перед самым отъездом болтались по заснеженной Риге и в каком-то дворике между католической церковью, Верховным Советом и свалкой заметили большую дыру в земле. Юным романтикам очень хотелось верить, что это средневековый подземный ход. Решили исследовать. Миша с Наташей полезли первыми, я следом. Филатов с Галкиным остались на стреме. Тоннель оказался заваленным и вскоре закончился. Пятясь, поползли к выходу в обратном порядке. Домой возвращались на трамвае. Наташу несмотря на ее популярность никто не узнавал, но ее это мало заботило, насторожило другое:

— Чем-то пахнет!

Миша ответил:

— Чем-чем — романтикой! Точнее дерьмом! Кто-то, видимо, наступил и перепачкался.

— А что у тебя на лацкане? — поинтересовалась Наташа. — А еще вот тут и тут!

— На себя посмотри! Просто у тебя шубка коричневая, но если приглядеться, ты сегодня не Варлей, а дерьмовочка!

Вероятно, в темное подземелье за последние несколько веков забегали только собаки и пьяные — с известной целью. Пришлось долго чиститься снегом в парке. Филатов сказал: «Это всем вам урок! Нельзя искать истину где попало! Окажешься по уши в дерьме!»

Кажется, Мишка бывал в своем институте реже, чем в нашем общежитии. Позже многие замечали, что Задорнов произносит свои монологи в манере, напоминающей нашу с Леней. По-щукински. И неудивительно: Миша действительно впитал атмосферу вахтанговской школы, думаю, мог бы даже получить диплом артиста!

У нас был увлекательнейший предмет — наблюдения. Будущих актеров учили подмечать мельчайшие детали, ведь в искусстве, как и в жизни, нет мелочей. Задорнов с удовольствием следил, как мы с Леней и Борей подсматриваем за людьми: в метро, на улице, в магазинах. Этот метод перекочевал в его миниатюры: точные наблюдения стали отличительным знаком Мишиного творчества.

В МАИ тогда была очень сильная самодеятельность, Задорнов в нее включился со всей своей энергией и опытом, приобретенным еще в Риге. Быстро выбился в лидеры и организовал там агиттеатр, который объездил полстраны, стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Именно на его сцене состоялись первые опыты Задорнова-сатирика. Кроме того, Миша инсценировал наши с Филатовым песни.

Окончив институт, он несколько лет прослужил в так называемом «почтовом ящике», где продолжал подмечать несуразности, которыми полна окружающая действительность. А иногда их провоцировал. Мише приходилось заниматься бумажной волокитой, и однажды на очередной бессмысленной бумажке в вышестоящую инстанцию он приписал: «Целую». Главный инженер, как всегда ничего не читая, наложил на документ резолюцию «Одобряю». Делясь этой историей, Задорнов веселился как ребенок.

Вскоре Миша начал писать монологи для эстрадных сатириков. А когда сам прочитал в программе «Вокруг смеха» рассказ про два девятых вагона, его имя узнала вся страна. Следом появился рассказ «Благодарность». От имени горожан Задорнов писал письмо Михаилу Горбачеву. Мол, перед вашим приездом в наш город партийные чиновники сделали больше, чем было сделано ими за все годы советской власти: почистили тротуары, отмыли памятник Ленину так, что это оказался памятник Менделееву, выкрасили дома, правда только вдоль тех улиц, по которым вас возили, во всех домах подключили горячую воду, которую отключили в 1945 году немцы при отступлении… Приезжайте поскорее еще раз, нам так понравилось мыться!..

Через полгода газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила о том, что в Советском Союзе впервые напечатали рассказ, высмеивающий генерального секретаря ЦК КПСС. А это значит, что Горбачев действительно перестраивает страну.

Становление Задорнова-сатирика происходило на моих глазах. При этом Мишка всюду меня расхваливал, дескать, он — всего лишь рассказчик, а «писатель у нас — Качан». Друг начал собирать огромные залы, я же существовал в своей творческой нише и чувствовал себя вполне уверенно. Тот факт, что именно Задорнов поздравлял страну с новым, 1992 годом, у меня особых восторгов не вызвал. Показалось забавным проявлением всеобщего абсурда, не более. Высокий начальник сказал Мише: «Не поздравить от имени телевидения наших зрителей не имеем права, придется это делать вам!.. Не отчаивайтесь, не надо, вы — Михаил Николаевич. Имя предыдущего президента — Михаил, а отчество сегодняшнего — Николаевич. Чувствуйте себя эстафетной палочкой!» Миша тогда обратился даже лично к Горбачеву. Когда они встретились через много лет, тот поблагодарил: «Вы чуть ли не единственный, кто меня поздравил в тот год публично».

Находились люди, обвинявшие Задорнова в популизме: дескать, его шутки рассчитаны на среднего зрителя, который привык смеяться бездумно. К слову, сам он нередко подтрунивал надо мной и своей женой Велтой: «Если прочитаю шутку Качану и Велте и они засмеются, значит, из концерта надо вычеркивать — народ ее не поймет». Понимал, что его аудитория — ценители юмора попроще. И все же вместе с приколами, понятными обывателю, щедро раздавал и изрядную долю «витаминов» — остроты более глубокие, требующие умственного усилия.

Видя популярные нынче стендап-шоу, понимаю, что Миша стал одним из первых в стране артистов этого жанра. Четыре часа мог выступать на сцене, напрямую общаясь с залом. Нынешние исполнители такого марафона не выдерживают.

Когда-то на латвийском пляже мы соревновались в прыжках в длину. Надо было с разбега оттолкнуться от мокрого песка и приземлиться в сухой. Я занимался легкой атлетикой и прыгал дальше. Но наступило лето, в которое Задорнов меня победил. Я удивился. А потом понял: он тренировался, пока меня не было в городе. Мишиной стихией всегда была конкуренция. Захотел и на эстраде стать круче всех и добился этого.

С годами выяснилось, что наша дружба не угасла подобно большинству детских и школьных дружб, а жила, развивалась и даже крепла. Задорнов очень отличался от своего медийного образа и на самом деле был по-хорошему сентиментален. Помню, однажды на Пасху его лирическая суть и телевизионное амплуа комично столкнулись. Миша предложил сходить на крестный ход, мы отправились семьями в храм на улице Неждановой. У Задорнова сразу родилась фраза: «На крестный ход собирается вся тусовка». В церкви действительно кого только не было — религия начала входить в моду.

Возле нашей группы топтался пожилой нищий, совсем пьяный. Миша достал из бумажника пятьдесят тысяч — самую крупную по тем временам купюру. Сунул ему: «На. Ну все. Иди, иди». Без брезгливости, а я бы даже сказал — с этакой суровой жалостью. Но нищий не уходит, не в силах поверить своему счастью. Совершенно потрясенный, вглядывается в лицо своего благодетеля и… узнает. Падает перед Задорновым на колени и кричит: «Спаситель! Артист знаменитый!»

И его крик, и слова совсем неуместны, да и называть писателя «артистом» довольно оскорбительно, но нищий не унимается, пытается поймать Мишину руку, чтобы поцеловать. Тот ее отдергивает, краснеет, злится. Еще и потому, что я, понятное дело, хохочу, закрыв лицо руками. Сатирик из телевизора спокойно дал бы поцеловать себе руку, осенил бы нищего крестным знамением, и картина «Явление Задорнова народу» была бы закончена. Но Мишке не хватило цинизма довести ситуацию до такого абсурда.

— В Латвии вы пересекались по-прежнему?

— У меня в Риге не осталось родственников, и я бывал там нечасто. А Миша жил месяцами. Стремясь поддержать русскоязычное население, он открыл в Риге русскую библиотеку. Задорнов вообще очень уважительно относился к языку, профинансировал возведение трех памятников Арине Родионовне: в Калужской, Нижегородской и Ленинградской областях. Говорил, что няня Пушкина сыграла важнейшую роль в возвращении исконно русского языка и достойна быть увековеченной.

При этом Задорнов очень смешно подталкивал молодежь к чтению. Подходил в библиотеке к какому-нибудь юноше из числа посетителей: «Возьми „Горе от ума“! При следующей встрече перескажешь содержание, а я заплачу тебе пятьдесят долларов». Зная Мишу, уверен: если за обещанной суммой возвращались, он ее выдавал. Щедрым был человеком.

Время от времени Задорнов приглашал выступить в библиотеке известных писателей и артистов. Несколько раз приезжал и я. Но однажды прикинул: билеты стоили символические деньги и сборы такие встречи приносили небольшие. А мне оплачивали и дорогу в СВ, и проживание. Я понял, что Мишка рассчитывается с выступающими из собственного кармана. Брать деньги у друга показалось неудобным, и я перестал приезжать в Ригу с выступлениями, бывал только как турист.

Останавливался в гостинице — не хотелось стеснять Мишу, хотя у него большой, с несколькими спальнями, дом в Юрмале по соседству с особняком Лаймы Вайкуле. Но Миша обустроился там не из пафосных, а из ностальгических чувств: в нашем советском детстве в этом районе располагались дачи его отца и тестя, отца Велты — председателя президиума Верховного Совета Латвийской ССР Яна Эдуардовича Калнберзина.

Сегодня этот курорт — городок очень шумный. Дачи в Юрмале купили себе многие российские звезды. Гуляя по улице Йомас, обязательно кого-нибудь да встретишь: или Аркадия Укупника, или Геннадия Хазанова, Владимира Винокура, Эммануила Виторгана… Перекинешься с каждым хоть парой слов, так и день пройдет. Поэтому несколько лет назад Миша выстроил еще один дом — километрах в тридцати, где потише. Он небольшой, но очень красивый, в русском стиле. Задорнов уезжал туда, чтобы насладиться общением с природой. Он говорил, что существуют три проявления Бога на земле: природа, любовь и чувство юмора.

— Однако официальную церковь Михаил Николаевич высмеивал, а себя называл язычником.

— Одна из его шуток: «Как-то дама полусвета собралась в церковь на Рождество. Перед этим выпила. Я ей говорю:

— Нельзя туда выпивши.

Она отвечает:

— А у меня жвачка есть!»

Произнося эти слова со сцены, Миша приходил в неописуемую радость.

Сам я в Бога верю, мы часто спорили. Миша меня провоцировал. Наезжал на попов, которые, как заявлял в запале, «отпускают грехи по предоплате». Я слушал, скрестив под столом пальцы. Пытался объяснить:

— Ты же сам не раз говорил, что государство и родина — не одно и то же. Вера и церковь — тоже разные вещи.

— Нет, погоди, а почему… — из его уст сыпались многочисленные вопросы.

Мы вели долгие беседы на религиозные темы. Я вспоминал ситуации, благодаря которым сам раз за разом убеждался: некая высшая сила существует. Большинство этих историй слишком личные, но одной поделюсь.

В юности я начинал как автор-исполнитель. Можно сказать, мы с Леней Филатовым стояли у истоков бардовского движения. Наши песни — его слова, моя музыка, такие как «Оранжевый кот» или «Пушкин», распевала вся Москва. Я завоевал популярность, но где-то в середине семидесятых решил прервать песенную деятельность, сосредоточился на театре и кино.

И вышло так, что исчез из бардовской тусовки на долгие пятнадцать лет. И хотя мы с Филатовым до сих пор считаемся у бардов классиками, в какой-то момент мой поезд, что называется, ушел — как концертирующего исполнителя меня подзабыли. Именно в тот период предложили выступить в одном столичном бард-кафе. На встречу пришло всего человек двадцать. Было обидно.

Организатор вечера, похлопав меня по плечу, высказал предположение: «У тебя неподходящий репертуар — мало веселых песен, большинство заставляют задуматься. А нынешний слушатель не любит заморачиваться». Домой я вернулся подавленным. С некоторых пор в тяжелые минуты берусь за Библию, вот и тут открыл Екклезиаста. Наугад. Взгляд сам собой упал на строфу: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше».

Это был ответ на мой невысказанный вопрос. Не надо заставлять себя писать «подходящий» репертуар, но и в уныние впадать не стоит. Просто продолжай делать свое дело. Таких примеров, когда будто получал совет-рекомендацию из другого, высшего мира, в моей жизни предостаточно. Но Миша с его пытливым математическим умом мечтал докопаться до истоков Божественной силы. «Это бесполезно, — говорил я. — Докопаться до нее нельзя, нужно просто верить».

Что касается язычества, Миша уверял, что само это слово, образованное из славянской фразы «я зычу естество», то есть «я вижу суть», в противоречие с православием не вступает. Он нашел в Подмосковье деревню язычников, живущих по древним правилам и сводам, ездил на их праздники и утверждал, что черпает в тех местах силу.

Будучи чрезвычайно любопытным, Миша вообще много ездил по свету — Тибет, Гималаи, Килиманджаро… Помню, из очередного путешествия привез несколько пар медных и цинковых цилиндров. Серьезно заявлял, что это энергетически заряженные цилиндры фараонов: «Стоит поместить их дома на видном месте — и никакие болезни не страшны. Тибетская медицина!»

Задорнов одарил этими штуковинами всех друзей. У меня до сих пор где-то хранятся, правда не на виду. К такого рода «талисманам силы» отношусь скептически, а для Миши разные виды лечения были сродни хобби. Во дворе юрмальского дома он даже выстроил пирамиду. По его словам — один в один как у фараонов, только размером меньше. Внутри поставил столик, кровать, повесил полки с книгами. Уверял, что заряжается там энергией космоса.

— Как вы узнали, что Михаил Николаевич заболел?

— Он сам рассказал. Тогда еще никто не подозревал, насколько все серьезно: возникшую опухоль мозга диагностировали как доброкачественную.

За несколько лет до этого Миша с друзьями отправился в Альпы кататься на лыжах. Вернувшись, рассказывал, как всегда с юмором, о пережитом там «забавном» приключении. Переезжали, мол, с одной горы на другую и вдруг обнаружили, что Задорнов внезапно исчез. По словам входившего в компанию Максима Галкина, его обнаружили стоящим на дороге с травмой головы только через три часа. Миша не понимал, в какой точке пространства находится, и не знал, что произошло.

«Максим поначалу даже решил, что я прикалываюсь, — вспоминал Миша. — Пока не разглядел изуродованное лицо, правая часть которого распухла и выглядела совершенно азиатской. А левая оставалась европейской. Ну просто живая иллюстрация к теориям о влиянии Востока и Запада на Россию!.. Теперь Галкин уверяет, что меня выкрали инопланетяне, которые хотели выпытать секреты нашей родины. Но я секретов не выдал, за что мне дали по голове и вернули обратно. С горы я спустился самостоятельно. Пришел в себя уже в швейцарской больнице, причем окончательно очнулся после того, как принесли счет за лечение. Цифра впечатляла: за два дня — три тысячи долларов».

Я не врач, но думаю, именно эта травма и спровоцировала в конечном счете его болезнь. Так считаю не только я.

Узнав о болезни, Миша отправился в Германию, где ему порекомендовали чудо-хирурга. Тот провел операцию и отпустил пациента на родину: «Приедете через три месяца на повторное обследование, уверен, все будет хорошо». Задорнов вернулся ободренным. Но за эти три месяца по соседству с удаленной начала расти новая опухоль и отключать по частям функции тела: переставали слушаться ноги, руки… Только мозг работал до последнего.

Однако какое-то время все вокруг, и прежде всего сам Миша, надеялись на выздоровление. Однажды звоню:

— Завтра прямо с утра едем — я договорился.

— Куда?

— В Казанский собор, к моему духовнику отцу Иоанну. Он тебя исповедает и причастит.

— Думаешь, поможет? — осведомился Миша в своей фирменной саркастической манере.

— Ничего не думаю. Но лучше съездить.

Тогда Миша действительно исповедовался и причастился. А спустя время ядовито констатировал: «Не помогают твои причастия». Но язычество тоже оказалось бессильно. И пирамида вкупе с тибетскими цилиндрами долголетия не добавили. Почему? На этот вопрос могу ответить лишь расхожей фразой: на все воля Божия. Всевышний распоряжается, кому и когда уходить.

Не могу не упомянуть об одном персонаже, целителе, которого нашла Мила — Мишина сестра. Я навел справки, оказалось, эмигрант из России, живет в Польше. Кто-то из знакомых посоветовал позвонить Филиппу Янковскому — якобы этот врач ему помог. Филипп уверял, что лично видел, как тот ставил на ноги больных с тяжелейшим артрозом: дескать, люди прежде вообще не ходили, а после его сеансов начинали чуть ли не бегать. У целителя многие консультировались, вроде бы даже сам Горбачев.

Мы решили, что вреда Задорнову такое лечение не принесет. Как говорится, попытка не пытка. Целитель явился в больницу, совершал руками пассы над Мишиной головой, рассказывал о своих именитых пациентах. В какой-то момент Задорнов не выдержал и шепнул: «Слушайте, по-моему, он гонит!»

Я надеялся до конца. Если Миша не утратил способности шутить, значит, выкарабкаемся. Но… чуда не случилось. После ухода Задорнова целитель выкрутился: заявил, что в его практике гарантия лечения составляет… пятьдесят процентов. Несмотря на всю трагичность ситуации, я подумал тогда, что эта фраза отлично подошла бы для Мишиного монолога.

— Задорнов не любил говорить о личной жизни. Ситуация и вправду сложилась щекотливая. С женой Велтой они прожили около сорока лет, детей в браке не было. А вторая жена Елена Бомбина родила Михаилу Николаевичу дочь, которую тоже назвали Леной.

— О Велте Миша всегда говорил с большой нежностью: «Велка — самый родной человек». Их мамы лежали в роддоме в соседних палатах и произвели детей на свет с разницей в четыре дня. Они учились вместе с первого класса. Правда, Миша смеялся, что в выпускном будущая жена требовала исключить его из комсомола за хулиганство. Но всегда добавлял, что душой они неделимы.

С неменьшей теплотой рассказывал о дочери. Вспоминал: «Она мне вопрос задала такой, что я онемел:

— Папа, а Маяковский в стихах прикалывался?

— Почему?

— Разве можно написать всерьез „Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза“? Это же прикол! Маяковский классный поэт-приколист! Вспомни: „Он в черепе сотней губерний ворочал“. Вообще страшилка!»

В другой раз, когда Миша с Леной посещали на Крите Кносский дворец, она спросила у экскурсовода:

— А мог Тесей обмануть?

— В каком смысле? — не понял гид.

— Ну, например, зайти в лабиринт, постоять в нем и выйти, не сразившись с чудовищем, а потом сказать всем, что убил его. Ему поверили бы, есть Минотавру больше не давали, вот он и сдох бы!

Миша говорил, что собирается завещать дочери то же самое, что когда-то ему отец: чувство юмора, непримиримость к предательству, преданность друзьям и пытливость мозга. Вот оно — настоящее наследство!

Знаю, сейчас Лена живет на Мальте. Детям известных родителей нелегко. Миша пропадал на гастролях, в поездках. А еще у него была Велта. Дочери приходилось сложно, в школе многие знали, кто ее отец. Но когда журналисты спрашивали Мишу, дескать, правда ли, что он родил ребенка на стороне, тот по привычке отшучивался. С Велтой он все-таки развелся, потом женился на Елене Бомбиной.

— А как обе его женщины относились друг к другу?

— Не знаю, думаю, можете сами догадаться. Были шероховатости, сложности. Но к их чести, обе дежурили возле Мишиной постели, сменяя друг друга, — заболев, он позвал и Велту, и Алену. Общее горе их объединило.

Миша уходил тяжело. Об этом знали только самые близкие, буквально несколько человек. Остальным сообщили, что он уехал лечиться в Ригу. Говорили так для того, чтобы его никто не беспокоил. На самом деле последние недели мой друг угасал в подмосковном реабилитационном центре.

Стояло бабье лето, и иногда мы вывозили его в садик. Как-то позвонил Максим Галкин, попросил отвезти его к Михаилу Николаевичу. Задорнов был уже совсем слаб, почти не выражал эмоций. Тихо попросил Галкина взять его за руку. Максим делился какими-то своими новостями, понимая прекрасно, что человеку, которого считал своим учителем, остались считаные недели. Миша слушал, иногда вставлял пару слов. Говорил скупо — экономил силы. Так и сидели: я по правую сторону от кресла, в котором он лежал, Максим слева.

В самом конце Миша испытывал сильнейшие боли и очень страдал. Совсем недавно я узнал, что он готовился уйти, даже написал завещание. Документ должны обнародовать весной — через полгода после его кончины.

Последние несколько недель Задорнов находился в коме. Я привез знакомого священника, которого с трудом уговорил его соборовать. Другие батюшки не соглашались, помня о том, что Миша любил называть себя язычником. Отец Андрей тоже вначале отказывался.

После он написал о совершении таинства в соцсети. Некоторых это возмутило. Например тот же Максим Галкин счел, что священник не имел права публично рассказывать об обряде. Понимаю его позицию. Но существует и противоположная: узнав, что Задорнов был крещеным, поклонники смогут молиться о его душе православного человека.

Интуитивно я уверен, что пригласив к другу священника, поступил правильно. Верю, что соборование помогает усопшему в другой жизни. Знаменитый итальянский сценарист и художник Тонино Гуэрра как-то сказал, что смерть — всего лишь переход из одной комнаты в другую. Надеюсь, друг совершил его благополучно.

Морально я был готов к Мишиной смерти, но известие о ней все равно прибило. Настолько, что впервые в жизни не смог выйти на сцену. В спектакле «Школы современной пьесы», где работаю, меня подменил художественный руководитель театра Иосиф Леонидович Райхельгауз. Он понял мое состояние и поддержал, за что очень благодарен.

Накануне дня прощания никак не мог уснуть. Вдруг в четыре утра затрезвонил мобильник. Но ведь я его выключил — точно помнил! Так же, как зазвонил, он сам собой затих и выключился. А я проворочался еще часов до шести. Поняв, что заснуть не получится, включил телевизор. Ткнул в пульт наугад и попал на канал, где показывали телепрограммы прошлых лет.

Шла передача «Вокруг смеха», а в ней… я, только на двадцать лет моложе. Пою с экрана «Песенку о дуэли». После того как стихает последний аккорд, ведущий Александр Иванов объявляет выход… Михаила Задорнова. При этом я совсем не помнил этой съемки — когда записывали эту передачу? Следом Геннадий Хазанов читает рассказ Лиона Измайлова.

И тут меня пронзает мысль, от которой бросает в холодный пот. Именно в таком составе — Хазанов, Измайлов и я — встретимся через несколько часов на траурной церемонии. Что стояло за этим совпадением? В случайности я не верю. Давным-давно запомнил мудрость: «Случайность — плановая акция вашего ангела-хранителя».

К своим шестидесяти девяти Мишка почти не изменился по сравнению с собой двенадцатилетним. И вот почему: мы воспитывались на лучших образцах отечественной поэзии и оба оставались абсолютными романтиками. Кажется, что сегодня наше время — романтиков — ушло. Но уверен, что не навсегда. Когда людям наскучит показной цинизм, они обратятся к себе настоящим.

«Хочется, — признавался Миша, — чтобы люди, вспоминая меня, говорили: «Он был разумным — не заморачивался миром потребления и идеалами торгашей. При этом жил радостно и каждое утро громко кричал «ура» сам себе. А перед сном, чтобы снять стресс, хрюкал в зеркало, скорчив рожу поглупее».

Где он сейчас? Что происходит в ином мире? Какие формы обретает душа? Наша общая знакомая написала в соцсети: наверное, он и на том свете всех развлекает. Хочется в это верить… Как и в то, что когда-нибудь еще встретимся…

Опубликовал    21 фев 2018
3 комментария

Похожие цитаты

Мудрено пишут только о том, чего не понимают.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМираж  04 июл 2015

Двадцать пять

25 ЛЮБИМЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

1. Антон Чехов
2. Фёдор Достоевский
3. Лев Толстой
4. Василий Шукшин
5. Сергей Довлатов
6. Франц Кафка
7. Михаил Зощенко
8. Стефан Цвейг
9. Ги де Мопассан
10. Сомерсет Моэм
11. Чингиз Айтматов
12. Акутагава Рюноскэ

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  17 июл 2016

Об армии писателей

Откуда и почему она появилась — вопрос над которым бьются лучшие умы отечественной филологии. Это — нонсенс. Ни одна страна в мире не может похвастаться таким числом пишущих людей. Около двух миллионов творческих особей. Более сорока писательских союзов. Около двухсот тысяч литературных сайтов.
Вчера какой-то мудрый издатель объяснил — все дело в автоматизации. Освободились рабочие руки. Вместо лопаты взяли перо. Нужно же занять себя.
Абсолютно согласен. Уровень соответствующий. Вот стихотворные…

Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  09 сен 2017